1.1. Развитие и территориальная организация сети аптек должны обеспечить:
- полное и своевременное удовлетворение потребности населения в лекарственных средствах и предметах медицинского назначения;
- повышение уровня организации лекарственного обслуживания, обеспечивающего оптимальные удобства для населения;
- количественный рост учреждений аптечной сети в соответствии с ростом потребностей населения и лечебно-профилактических учреждений в лекарственных средствах и других предметах медицинского назначения;
- равномерную загрузку и рентабельность хозрасчетных аптек;
- сближение уровней лекарственного обеспечения в городских и сельских поселениях;
- рациональное укрупнение аптек в пределах допустимого радиуса обслуживания;
- совершенствование существующих и применение более прогрессивных форм лекарственного обслуживания населения.
1.2. Нормативы для городских и сельских поселений являются среднесоюзными расчетными нормативами для составления перспективных и текущих планов развития сети хозрасчетных аптек. Нормативы развития аптек должны применяться дифференцированно для городских и сельских поселений в зависимости от числа жителей в них. Наряду с нормативами необходимо руководствоваться общими принципами территориального построения сети аптек, которые должны конкретизироваться применительно к местным условиям.
1.3. При определении числа аптек, их мощности и оптимального размещения целесообразно учитывать получение населением района, области, края, республики лекарственной помощи непосредственно в районном, областном, краевом или республиканском центрах.
1.4. Разработка плана развития сети аптек должна начинаться с анализа ее состояния. Для оценки фактической обеспеченности населения учреждениями аптечной сети и фармацевтическими кадрами рекомендуется применять следующие методы:
а) на основании статистических данных о числе аптек и штатной численности фармацевтических кадров следует определять показатели:
- плотности сети хозрасчетных аптек путем исчисления среднего числа населения, приходящегося на одну аптеку,
- обеспеченности населения фармацевтическими кадрами путем исчисления числа фармацевтических должностей в аптеках на 100 тыс. населения.
На основании проведенного анализа следует сделать вывод об уровне обеспеченности населения аптечной сетью и определить потребное число аптек и фармацевтических кадров для данного населенного пункта или отдельного административного и жилого района по соответствующим нормативам;
б) картографический анализ. Для этого всю существующую сеть аптек, киосков и аптечных пунктов, а также амбулаторно-поликлинических учреждений следует нанести на карту-схему населенного пункта или отдельного района. По результатам картографического анализа необходимо установить взаимосвязь лечебно-профилактических и аптечных учреждений.
Картографический анализ размещения сети аптечных учреждений позволит более правильно определить территориальное размещение вновь открываемых аптек, спланировать развитие аптек на ближайший период и на перспективу;
в) в пространственной организации сети хозрасчетных аптек необходимо учитывать: радиус обслуживания аптек в км, т.е. величину пути, проходимую населением от наиболее отдаленной части обслуживаемой территории до аптеки. Средний радиус обслуживания определяется как средняя арифметическая всех расстояний от аптеки до ближайших 3-4 аптечных учреждений, осуществляющих отпуск лекарств по рецептам (аптек, аптечных пунктов I группы). Например, расстояние до ближайших четырех аптек составляет 3 км, 1 км, 2 км, 4 км. Радиус обслуживания аптеки составит:
[(3/2 + 1/2 + 2/2 + 4/2) : 4] = 1,25 км
В городах радиус обслуживания аптеки не должен превышать радиуса обслуживания поликлиники, т.е. 1,5-2 км при пешеходном сообщении. Но принимая во внимание, что в жилом районе имеется несколько аптек, радиус обслуживания аптек в городе должен быть не более 1 км.
В крупнейших и крупных городах при застройке жилых районов зданиями в 9-12-16-20 этажей плотность населения увеличивается. В связи с этим радиус обслуживания аптек в этих городах может быть до 0,5 км.
В сельской местности радиус обслуживания аптек в основном не должен превышать 5-10 км при средней плотности населения 50-70 жителей на 1 кв. км.
При планировании сети аптек следует учитывать не только длину пешеходного пути до аптеки, но и транспортную доступность аптечного учреждения.
Пешеходно-транспортная доступность измеряется временем передвижения населения до аптечного учреждения.
В городах пешеходно-транспортная доступность начинается с величины передвижения более 300 м и не должна превышать 10-15 мин. В сельской местности при расстоянии от населенного пункта до аптеки от 3 до 10 км пешеходно-транспортная доступность не должна превышать 30-40 мин.
1.5. При составлении плана развития сети аптечных учреждений и определении территориального размещения вновь открываемых аптек необходимо принимать во внимание следующие факторы:
- фактическую обеспеченность населения аптеками и фармацевтическими кадрами;
- административно-территориальное устройство республики, края, области, города;