МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по проведению таможенного контроля
(в том числе проверок финансово-хозяйственной
деятельности участников ВЭД) с использованием
методов аудита
(с изменениями на 5 августа 2002 года)
____________________________________________________________________
В настоящих методических рекомендациях слова "Таможенная инспекция" заменены на слова "Управление таможенной инспекции" в соответствующем падеже - приказ ГТК России от 5 августа 2002 года N 825. - См. предыдущую редакцию
____________________________________________________________________
1. Настоящие методические рекомендации по проведению таможенного контроля (в т.ч. проверок финансово-хозяйственной деятельности участников ВЭД) с использованием методов аудита (далее - Рекомендации) разработаны исходя из положений раздела V Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК России), раздела V Налогового кодекса Российской Федерации (НК России), Федерального закона от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (Собрание законодательства Российской Федерации, 25.11.96, N 48, ст.5369), приказа Минфина России "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению" от 31 октября 2000 года N 94Н (признан не нуждающимся в государственной регистрации согласно письму Минюста России от 09.11.2000 N 9558-ЮД), других нормативных правовых актов Российской Федерации в целях совершенствования инспекционной деятельности таможенных органов Российской Федерации и единообразного применения процедур таможенного контроля.
2. Настоящие Рекомендации предназначены для координации действий сотрудников таможенных органов (далее - проверяющие), осуществляющих таможенный контроль (в том числе проверки финансово-хозяйственной деятельности участников ВЭД) с использованием методов аудита, и включают основные методы, приемы и способы осуществления таких проверок.
3. Для целей проведения таможенного контроля (в том числе проверок финансово-хозяйственной деятельности участников ВЭД) с использованием методов аудита (далее - Проверка) таможенными органами самостоятельно, а при необходимости во взаимодействии с другими государственными контролирующими органами Российской Федерации осуществляется комплекс контрольно-инспекционных мероприятий. Комплекс контрольно-инспекционных мероприятий включает в себя документальную и фактическую проверку обоснованности и соответствия отражения организацией в бухгалтерском учете и отчетности хозяйственных и финансовых операций, связанных с осуществлением внешнеэкономической деятельности, а именно:
- проверку документов и сведений о деятельности организации, имеющихся у таможенных, налоговых и других контролирующих и правоохранительных органов;
- проверку бухгалтерских документов организации (первичных учетных документов, сводных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, данных бухгалтерской отчетности);
- проверку сведений о финансово-хозяйственной деятельности организации, полученных от третьих лиц, с которыми организация имеет хозяйственные связи для установления достоверности информации, отраженной в первичных документах организации, либо в случае отсутствия у нее надлежащих первичных документов (встречная проверка);
- проверку финансовых требований и обязательств организации, а также другие контрольно-инспекционные мероприятия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
По результатам Проверки делается заключение о соблюдении организацией требований законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы Российской Федерации. Результаты проверки незамедлительно сообщаются проверяемому лицу.
4. При проведении Проверки могут быть использованы методы аудита, представляющие собой совокупность действий, приемов, направленных на определение достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности организации и соответствия совершаемых ею хозяйственных и финансовых операций требованиям законодательства Российской Федерации.
Применение методов аудита при проведении таможенного контроля (в том числе проверок финансово-хозяйственной деятельности участников ВЭД) предназначено для выявления признаков нарушений законодательства Российской Федерации о таможенном деле с возможным указанием количественной характеристики объекта нарушения таможенных правил (в натуральном и (или) стоимостном выражении) и установлением соответствия выявленных признаков нарушения таможенных правил (НТП) признакам состава НТП, ответственность за которое предусмотрена соответствующей статьей ТК России.
5. Проверка проводится уполномоченными сотрудниками подразделений управления таможенной инспекции в соответствии с их служебными обязанностями. В состав группы проверяющих могут привлекаться сотрудники других подразделений таможенных органов, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации специалисты других правоохранительных и контролирующих органов, организаций, независимо от форм собственности и подчиненности, эксперты.
6. Направления, характер (сплошная, выборочная) Проверки, используемые методы аудита определяются исходя из целей, задач и обстоятельств Проверки.
7. Проверка осуществляется по следующим этапам:
- планирование и подготовка;
- непосредственное проведение (при необходимости с привлечением экспертов, специалистов);
- документирование;
- обобщение результатов, составление акта.
8. Планирование и подготовка Проверки заключаются в проведении информационно-аналитической работы, определении ее основных направлений, вопросов, объема, составлении общего плана (некоторые положения общего плана Проверки при необходимости могут быть пересмотрены в ходе ее проведения), в разработке программы и конкретных методов проведения Проверки, в том числе методов аудита, характера (сплошная или выборочная), сроков по каждому направлению работы.
Проверяющие должны знать организационно-правовую форму, наименование, юридический и фактический адреса проверяемой организации, ее дочерних и зависимых организаций, фамилии руководителей, способы связи с ними, виды деятельности организации. При необходимости направляются запросы в территориальные налоговые инспекции, органы налоговой полиции, учреждения банков и другие государственные органы. Проверяются финансовые и банковские реквизиты организации, в том числе фактическое наличие счетов и функционирование банка, другие необходимые сведения, а также проводится анализ деятельности организации.
При планировании и проведении Проверки могут использоваться Правило (стандарт) аудиторской деятельности "Планирование аудита", Правило (стандарт) аудиторской деятельности "Понимание деятельности экономического субъекта", одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 25.12.96 (Протокол N 6) ("Аудиторские ведомости" N 6, 1997) и 27.04.99 (Протокол N 3) ("Аудиторские ведомости" N 6, 1999).
9. При проведении Проверки проверяющие непосредственно осуществляют контрольно-инспекционные мероприятия, в ходе которых из нескольких источников и разными методами получают данные, свидетельствующие о наличии признаков нарушения организацией законодательства Российской Федерации о таможенном деле, могущих служить основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, или отсутствии таких признаков (абзац в редакции, введенной в действие с 1 июля 2002 года приказом ГТК России от 28 июня 2002 года N 675, - см. предыдущую редакцию).