Недействующий

О федеральной целевой программе "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года" (с изменениями на 11 ноября 2015 года) (фактически утратило силу в связи с истечением срока действия)

Приложение N 3
к федеральной целевой программе
"Развитие гражданской авиационной
техники России на 2002 - 2010 годы
и на период до 2015 года"
(В редакции, введенной в действие
 с 24 ноября 2015 года
 постановлением Правительства
 Российской Федерации
 от 11 ноября 2015 года N 1220
. -
См. предыдущую редакцию)

Объемы финансирования и результаты реализации мероприятий федеральной целевой программы "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года"


Источник финансирования, направление затрат

Потребность в бюджетном и внебюджетном финансировании
(млн. рублей)

Результат реализации мероприятия

Источники внебюджетного финансирова-
ния

2006 год

2007 год

2008 год

2006 год

2007 год

2008 год

Всего

17979,8

18829

19975,7

в том числе:

средства федерального бюджета

8447,8

11411

12475

средства внебюджетных источников

9532

7418

7500,7

I. Группа мероприятий "текущие проекты"

Подгруппа мероприятий по производству и продвижению готовой к серийному выпуску авиационной техники

Доработка и сертификация специализированной авиационной техники

Доработка и международная сертификация самолета Бе-200 - всего

550

418,7

318,6

получение дополнения к сертификату типа самолета Бе-200ЧС на перевозку пассажиров;

выпуск документации на грузовой вариант и систему послепродаж-
ной поддержки

создание проекта инфраструктуры обслуживания и ремонта, получение сертификата программы

предоплата компаний, собственные средства участников Программы, кредиты

в том числе:

проект системы инженерной

обслуживания

за счет средств федерального бюджета* - всего

300

225,6

147,9

поддержки

________________
     * Включая финансирование мероприятий по статье "Прочие расходы", приведенное в приложении N 5 к Программе.

из них:

на разработку пассажирской, грузовой и европейской модификаций

200

139,6

91

объем продаж - 1 самолет

объем продаж - 1 самолет

объем продаж -
1 самолет

на сертификацию модификаций самолета Бе-200 и разработку системы послепродажной поддержки*

100

86

56,9

________________
     * Включая финансирование мероприятий по статье "Прочие расходы", приведенное в приложении N 5 к Программе.

за счет средств внебюджетных источников

250

193,1

170,7

Реализация проекта
Ил-96-400Т/М, разработка самолета, сертификация двигателя ПС-90А1, усовершенствование систем и агрегатов самолета Ил-96-300 в целях повышения уровня надежности и эксплуатационных характеристик, в том числе на соответствие международным требованиям с использованием результатов при создании
Ил-96-400Т/М - всего

1690

236,3

250,5

выпуск конструктор-
ской документации на самолет с экипажем из 3 человек

получение дополнения к сертификату типа самолета с экипажем
из 3 человек; получение сертификата типа по шуму на местности (глава IV приложения
N 16 ИКАО), получение дополнений к сертификату типа самолета, обеспечиваю-
щих расширение ожидаемых условий до высоты

модернизация самолета
Ил-96-400Т/М в части взлетно-
посадочных устройств

предоплата авиакомпаний, лизинговых компаний, собственные средства участников Программы, кредиты

аэродрома 3000 м и соответствие требованиям IIIА и IIIВ ИКАО, RNP-1

в том числе:

за счет средств федерального бюджета*, всего

1040

75,3

79,8

________________
     * Включая финансирование мероприятий по статье "Прочие расходы", приведенное в приложении N 5 к Программе.

из них:

на разработку самолета Ил-96-400Т/М, сертификацию двигателя ПС-90А1;

330

75,3

79,8

на повышение уровня надежности и улучшение эксплуатационных характеристик самолета Ил-96-300

710

-

-

за счет средств внебюджетных источников

650

161

170,7

Доработка самолета
Ту-204-300, глубокая модернизация самолета Ту-204 (Ту-204СМ), повышение уровня надежности, улучшение эксплуатационных характеристик и использование результатов для модернизации самолетов семейства
Ту-204/214, усовершенствование систем и агрегатов семейства самолетов
Ту-204/214-всего

770

214,7

1800

получение сертификата типа по шуму на местности в соответствии с нормами ИКАО

доработка систем самолета, проведение испытаний для получения дополнения к сертификату типа самолета на выполнение полетов по правилам полета над безориентир-
ной местностью, увеличение ресурса

разработка эскизного проекта, подготовка рабочей конструкторской документации на самолет
Ту-204СМ

предоплата авиакомпаний, собственные средства участников Программы, кредиты

в том числе:

агрегатов шасси до 8000

за счет средств федерального бюджета*

385

107,4

900

взлетов-
посадок, противообле-
денительной системы воздухозабор-
ника, системы контроля двигателя и вспомогатель-
ной силовой установки на 50 процентов. Создание цифровых систем управления кондициониро-
ванием воздуха и регулиро-
ванием давления.

________________
     * Включая финансирование мероприятий по статье "Прочие расходы", приведенное в приложении N 5 к Программе.

за счет средств внебюджетных источников

385

107,3

900

Разработка эскизно-
технического проекта универсального комплексного тренажера нового поколения

Развитие семейства самолетов Ан-124 - всего

50

300,7

233,1

получение дополнения к сертификату типа на модернизацию самолета
Ан-124-100

сохранение технологической компетенции в области сверхтяжелых военно-
транспортных

кредиты коммерческих и государствен-
ных банков

в том числе:

самолетов и обеспечение

за счет средств федерального бюджета*

50

193,3

176,1

модернизации самолетов
Ан-124, находящихся в эксплуатации

________________
     * Включая финансирование мероприятий по статье "Прочие расходы", приведенное в приложении N 5 к Программе.

за счет средств внебюджетных источников

-

107,4

57

Доработка вертолета Ми-38, всего

1035

1353,2

946,4

доработка бортового радиоэлектрон-
ного комплекса

создание летных образцов

постройка ОП-1, летные испытания

собственные средства участников Программы, кредиты

в том числе:

за счет средств федерального бюджета*

200

365,2

473,2

________________
     * Включая финансирование мероприятий по статье "Прочие расходы", приведенное в приложении N 5 к Программе.

за счет средств внебюджетных источников

835

988

473,2

Разработка вертолета Ка-62, всего

140

150,4

334,2

разработка и выпуск рабочей конструктор-
ской документации

разработка и выпуск рабочей конструктор-
ской документации

разработка и выпуск рабочей конструкторской документации

собственные средства участников Программы, кредиты

в том числе:

за счет средств федерального бюджета*

70

75,2

167,1

________________
     * Включая финансирование мероприятий по статье "Прочие расходы", приведенное в приложении N 5 к Программе.

за счет средств внебюджетных источников

70

75,2

167,1

Поддержка системы послепродажного обслуживания новой авиационной техники

Всего

450

1612

1760

объем оказанных услуг - 500 млн. рублей

объем оказанных услуг - 1100 млн. рублей

объем оказанных услуг - 4000 млн. рублей

собственные и заемные средства производи-
телей и авиакомпаний

в том числе:

за счет средств федерального бюджета*

-

806

880

________________
     * Включая финансирование мероприятий по статье "Прочие расходы", приведенное в приложении N 5 к Программе.

за счет средств внебюджетных источников

450

806

880

Доработка, снижение себестоимости и сертификация модификаций двигателя ПС-90А

Всего

-

-

1112

разработка решений, обеспечивающих

собственные средства участников

в том числе:

снижение себестоимости

Программы, кредиты

за счет средств федерального бюджета*

-

-

556

промышленного производства двигателей семейства ПС-90

________________
     * Включая финансирование мероприятий по статье "Прочие расходы", приведенное в приложении N 5 к Программе.

за счет средств внебюджетных источников

-

-

556

Подгруппа мероприятий по поддержке проектов на новой организационной основе

Создание нового регионального самолета

Реализация проекта RRJ (SSJ-100), создание двигателя
SaM146 - всего

9922

10290

4192

разработка и выпуск рабочей конструктор-
ской документации

изготовление статического самолета

изготовление летных образцов (2 самолета), начало летных испытаний

собственные средства участников Программы, кредиты

в том числе:

за счет средств федерального бюджета* - всего

3600

6180

1322

________________
     * Включая финансирование мероприятий по статье "Прочие расходы", приведенное в приложении N 5 к Программе.

из них:

на создание самолета

2412

4323,1

935,4

на создание двигателя

1188

1856,9

386,6

за счет средств внебюджетных источников

6322

4110

2870

II. Группа мероприятий "поддержка международного кооперационного сотрудничества"

Всего

1070

1740

1912

подписание контрактов на участие

создание производства полного цикла

разработка концепции международного

собственные средства предприятий -

в том числе:

в проектах, начало проектирова-
ния,

(от проектиро-
вания до сдачи),
переход к

сотрудничества по созданию перспективного двигателя для

участников международ-
ных программ

за счет средств федерального бюджета*

500

870

956

организация производства в рамках

производству более сложных изделий по

гражданской авиации; расширение

за счет средств внебюджетных источников

570

870

956

кооперацион-
ных проектов, начало поставок. Объем реализации в рамках кооперацион-
ных проектов - 1700 млн. рублей

кооперации, реконструкция и оснащение производствен-
ных мощностей. Объем реализации в рамках кооперацион-
ных проектов - 3000 млн. рублей

кооперационного сотрудничества, развертывание конструкторских работ и производства в рамках международных проектов.
Начало изучения возможностей международного сотрудничества по созданию

семейства широкофюзеляж-
ных самолетов. Объем реализации в рамках кооперационных проектов - 4200 млн. рублей

________________
     * Включая финансирование мероприятий по статье "Прочие расходы", приведенное в приложении N 5 к Программе.

III. Группа мероприятий "перспективная авиационная техника"

Создание нового семейства ближне-среднемагистральных самолетов

Всего

-

-

1860

завершение разработки

предоплата авиакомпаний,

в том числе:

-

-

аванпроекта на основе

собственные средства

за счет средств федерального бюджета*

-

-

1630

концепции, разработанной в рамках

участников Программы, кредиты

за счет средств внебюджетных источников

-

-

230

подгруппы по формированию научно-
технического задела

________________
     * Включая финансирование мероприятий по статье "Прочие расходы", приведенное в приложении N 5 к Программе.

Создание перспективного двигателя для гражданской авиации тягой от 9 до 18 тонн

Всего

-

-

490

разработка концепции создания семейства

собственные средства участников Программы,

в том числе:

перспективных двигателей и опытно-

кредиты

за счет средств федерального бюджета*

-

-

420

конструкторские работы по созданию газогенератора базового двигателя

за счет средств внебюджетных источников

-

-

70

семейства ближне-
среднемагист-
ральных самолетов

________________
     * Включая финансирование мероприятий по статье "Прочие расходы", приведенное в приложении N 5 к Программе.

Прикладные научные исследования и экспериментальные разработки, выполняемые по договорам на проведение научно-
исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в целях реализации перспективных проектов

Всего

-

-

2122,7

в том числе:

за счет средств федерального бюджета - всего

-

-

2122,7

из них по направлениям:

аэродинамика и прочность

-

-

1530,8

авиационные материалы и технологии

-

-

305,5

авиационные двигатели

-

-

13,4

бортовое оборудование и агрегаты

-

-

273

IV. Группа мероприятий "обновление материально-технической базы и формирование научно-технического задела в сфере авиационных технологий"

Подгруппа мероприятий по обновлению материально-технической базы научно-исследовательских организаций

Развитие экспериментальной базы научных центров - всего

202,8

259

239

создание материально-технической базы отраслевых
научно-исследовательских институтов и государственных научных центров, отвечающей современным и перспективным требованиям по таким

в том числе за счет средств федерального бюджета

202,8

259

239

направлениям, как аэродинамика, газодинамика, прочность конструкции, материаловедение, повышение надежности и безопасности, сертификация

Подгруппа мероприятий по формированию научного задела, обеспечивающего развитие авиационной техники российского производства

Всего

2050

2200

2348

в том числе за счет средств федерального бюджета* - всего

2050

2200

2348

из них по направлениям:

аэродинамика и прочность

580

623

615

анализ состояния, программы и прогнозы развития в области аэродинамики и прочности; повышение безопасности полетов; увеличение топливной эффективности самолетов на 20-30 процентов

авиационные материалы и технологии

463,1

497

489

анализ состояния, программы и прогнозы развития авиационных материалов и технологий, включая технологии авиационных агрегатов и систем, увеличение объема применения в силовых конструкциях композиционных и интеллектуальных материалов на основе нанотехнологий до 60 процентов массы конструкции, обеспечение ресурса конструкции более 60 тыс. летных часов и календарного срока службы более 40 лет, снижение удельного веса материалов до 30 процентов и уменьшение стоимости на 20 процентов и более, повышение рабочих температур газа

перед турбиной авиационных двигателей до 2200 К,
ресурса деталей горячего тракта в 2-3 раза с уменьшением стоимости на 15 процентов, увеличение межремонтных сроков до 15 лет, календарных сроков эксплуатации свыше 40 лет, сокращение затрат на ремонт и восстановление на 30-50 процентов, повышение надежности агрегатов и систем

авиационные двигатели - всего

441,6

474

572

анализ состояния, программы и прогноз развития авиационного двигателестроения, создание 16 критических технологий, снижение удельного расхода топлива на 10-15 процентов, снижение трудозатрат на производство и техническое обслуживание примерно в 2 раза, создание систем управления с увеличенной в 10-15 раз наработкой на отказ, наработка на выключение в полете до 200 тыс. часов, выполнение экологических требований к авиационной технике

в том числе:

завершение первого этапа летных испытаний двигателя НК-93 в качестве технологического демонстратора

-

-

94

определение параметров двигателя в высотных условиях, определение влияния внешних воздействий на характеристики узлов двигателя, корректировка математической модели двигателя

бортовое оборудование и агрегаты

175,3

188

176

анализ состояния и прогноз развития в области бортового радиоэлектронного оборудования, программы и проекты развития, расширение функциональности бортового оборудования, снижение стоимости комплексов бортового радиоэлектронного оборудования на 20-30 процентов, массогабаритных характеристик примерно в 2 раза, повышение надежности систем на 20-30 тыс. часов, повышение безопасности полетов, обеспечение комфорта для пассажиров, обеспечение международной кооперации по бортовому радиоэлектронному оборудованию

научно-
исследовательские работы в целях формирования и реализации государственной политики в сфере авиационной деятельности

330

354

376

подготовка научно-исследовательских, информационно-аналитических и статистических материалов, обеспечивающих формирование государственной политики в сфере авиационной деятельности

концепция программы создания перспективной авиационной техники

60

64

-

проведение маркетинговых исследований, формирование технического облика перспективных образцов, создание экспериментальных и расчетных моделей, финансовые и экономические расчеты, выбор параметров перспективной авиационной техники, разработка аванпроекта

концепция программы создания широкофюзеляжного ближне-
среднемагистрального самолета

-

-

60

проведение маркетинговых исследований, формирование технического облика, создание экспериментальных и расчетных моделей, финансовые и экономические расчеты

концепция программы создания модификаций самолета RRJ (SSJ-100)

-

-

60

проведение маркетинговых исследований, формирование технического облика, создание экспериментальных и расчетных моделей, финансовые и экономические расчеты

V. Группа мероприятий "управление Программой"

Экспертиза проектов, мониторинг исполнителей участников Программы - всего

50

54

57

уровень управления, обеспечивающий достижение целей и решение задач Программы, повышение обоснованности принимаемых решений, своевременная корректировка хода реализации мероприятий, сроков распределения финансирования, приоритетности мероприятий и направлений работ

в том числе

за счет средств федерального бюджета*

50

54

57

________________
     * Включая финансирование мероприятий по статье "Прочие расходы", приведенное в приложении N 5 к Программе.

     

На 2009-2010 годы


Источник финансирования, направление затрат

Потребность в бюджетном и внебюджетном финансировании
(млн. рублей)

Результат реализации мероприятия

Источники внебюджетного финансирования

2009 год

2010 год

2009 год

2010 год

проект в целом до 2015 года

Всего

27149,3

30253,8

в том числе:

средства федерального бюджета

19448

22453

средства внебюджетных источников

7701,3

7800,8

I. Группа мероприятий "текущие проекты"

Подгруппа мероприятий по производству и продвижению готовой к серийному выпуску авиационной техники

Доработка и сертификация специализированной авиационной техники

Доработка и международная сертификация самолета Бе-200 - всего

334,9

356

получение сертификата типа ограниченной категории на самолет Бе-200ЧС-Е (пожарный)

улучшение эксплуатационных характеристик и повышение надежности самолетов типа
Бе-200ЧС

создание модификаций самолета Бе-200,
в том числе сертифицированных по европейским нормам

предоплата компаний, собственные средства участников Программы, кредиты

в том числе:

за счет средств федерального бюджета* - всего

133,5

166

объем продаж - 9 единиц

________________
     * Включая финансирование мероприятий по статье "Прочие расходы", приведенное в приложении N 5 к Программе.

из них:

на разработку пассажирской, грузовой и европейской модификаций

84,2

104

на сертификацию модификаций самолета Бе-200 и разработку системы послепродажной поддержки*

49,3

62

________________
     * Включая финансирование мероприятий по статье "Прочие расходы", приведенное в приложении N 5 к Программе.

за счет средств внебюджетных источников

201,4

190

Доработка самолета
Ту-204-300, глубокая модернизация самолета Ту-204 (Ту-204СМ), повышение уровня надежности, улучшение эксплуатационных характеристик и использование результатов для модернизации самолетов семейства
Ту-204/214, усовершенствование систем и агрегатов семейства самолетов
Ту-204/214 - всего

3422,6

2225,8

завершение разработки рабочей конструкторской документации, проведение испытаний на летающей лаборатории в обеспечение сертификации двигателя ПС-90А2

проведение сертификационных стендовых испытаний агрегатов и систем самолета

объем продаж - 50 единиц

предоплата авиакомпаний, собственные средства участников Программы, кредиты

в том числе:

за счет средств федерального бюджета*

1526,6

925,8

________________
     * Включая финансирование мероприятий по статье "Прочие расходы", приведенное в приложении N 5 к Программе.

за счет средств внебюджетных источников

1896

1300

Развитие семейства самолетов Ан-124, всего

18,5

20

сохранение технологической компетенции в области сверхтяжелых военно-
транспортных

сохранение технологической компетенции в области сверхтяжелых

поддержание технологическо-
производственного потенциала российских

кредиты коммерческих и государственных банков

в том числе:

самолетов и обеспечение модернизации самолетов Ан-124,

военно-транспортных самолетов и обеспечение модернизации

предприятий до принятия согласованного с Украиной решения о

за счет средств федерального бюджета*

8,5

10

находящихся в эксплуатации

самолетов Ан-124, находящихся в эксплуатации

возобновлении серийного производства

________________
     * Включая финансирование мероприятий по статье "Прочие расходы", приведенное в приложении N 5 к Программе.

за счет средств внебюджетных источников

10

10

Доработка вертолета Ми-38, всего

866,9

1094,3

выпуск конкурентной документации и изготовление агрегатов и систем для опытных образцов вертолетов ОП-1 и ОП-3 с двигателями ТВ7-117В;

сертификация вертолета

собственные средства участников Программы,

в том числе:

подготовка к летным испытаниям ИКБО-38
на опытном образце вертолета

кредиты

за счет средств федерального бюджета*

398,3

497,2

ОП-2 с двигателями PW127/5

________________
     * Включая финансирование мероприятий по статье "Прочие расходы", приведенное в приложении N 5 к Программе.

за счет средств внебюджетных источников

468,6

597,1

Разработка вертолета
Ка-62, всего

88,8

102

проведение работ по обеспечению постройки опытных летных образцов

сертификация вертолета

собственные средства участников Программы, кредиты

в том числе:

за счет средств федерального бюджета*

40,8

51

________________
     * Включая финансирование мероприятий по статье "Прочие расходы", приведенное в приложении N 5 к Программе.

за счет средств внебюджетных источников

48

51

Поддержка системы послепродажного обслуживания новой авиационной техники

Всего

1684,4

1197,6

объем оказанных услуг - 4800 млн. рублей

объем оказанных услуг - 7500 млн. рублей

объем оказанных услуг в 2015 году - 7100 млн. рублей

собственные и заемные средства производителей и

в том числе:

авиакомпаний

за счет средств федерального бюджета*

736,1

448,8

________________
     * Включая финансирование мероприятий по статье "Прочие расходы", приведенное в приложении N 5 к Программе.

за счет средств внебюджетных источников

948,3

748,8

Доработка, снижение себестоимости и сертификация модификаций двигателя ПС-90А

Всего

778,1

-

проведение летных испытаний, получение

собственные средства

в том числе:

сертификата типа на модификации

участников Программы,

за счет средств федерального бюджета*

372,1

-

двигателя ПС-90А

кредиты

________________
     * Включая финансирование мероприятий по статье "Прочие расходы", приведенное в приложении N 5 к Программе.

за счет средств внебюджетных источников

406

-

Подгруппа мероприятий по поддержке проектов на новой организационной основе

Создание нового регионального самолета

Реализация проекта RRJ (SSJ-100), создание двигателя SaM146, всего

5069

2620

проведение летных сертификационных испытаний, поставка 4 опытных двигателей SaM146

получение сертификата типа АРМАК на двигатель SaM146, получение сертификата типа АРМАК на самолет

объем продаж
SSJ-100 - 106 единиц

собственные средства участников Программы, кредиты

в том числе:

получение сертификата EASА на двигатель

за счет средств федерального бюджета* - всего

3464

1342

SaM146

________________
     * Включая финансирование мероприятий по статье "Прочие расходы", приведенное в приложении N 5 к Программе.

из них:

на создание самолета

3114

1342

на создание двигателя

350

-

за счет средств внебюджетных источников

1605

1278

II. Группа мероприятий "поддержка международного кооперационного сотрудничества"

Всего

2097,9

2641

расширение производства

техническое перевооружение и

объем реализации в рамках

собственные средства

в том числе:

самолетных компонентов и продолжение проектно-
конструкторских работ по международной программе конвертации; разработка концепции международной программы по созданию семейства широкофюзеляжных самолетов; объем реализации в рамках кооперационных проектов - 17200 млн. рублей

наращивание мощностей для увеличения объемов производства компонентов по международным программам; завершение проектно-
конструкторских работ по международной программе конвертации. Запуск международной программы по созданию семейства широкофюзеляжных самолетов; объем реализации в рамках кооперационных проектов - 16000 млн. рублей

кооперационных проектов в 2015 году - 11300 млн. рублей

предприятий - участников международных программ

за счет средств федерального бюджета*

963,9

1202

________________
     * Включая финансирование мероприятий по статье "Прочие расходы", приведенное в приложении N 5 к Программе.

за счет средств внебюджетных источников

1134

1439

III. Группа мероприятий "перспективная авиационная техника"

Создание нового семейства ближне-среднемагистральных самолетов

Всего

2460,4

5968,4

завершение разработки эскизного проекта

начало рабочего проектирования

создание нового семейства ближне-

предоплата авиакомпаний,

в том числе:

семейства ближне-
среднемагистральных самолетов

самолета МС-21

среднемагистральных самолетов; начало продаж - 2018 год;

собственные средства участников Программы, кредиты

за счет средств федерального бюджета*

1805,4

4531,5

объем продаж до 2025 года в объеме
не менее 700 млрд. рублей

________________
     * Включая финансирование мероприятий по статье "Прочие расходы", приведенное в приложении N 5 к Программе.

за счет средств внебюджетных источников

655

1436,9

Создание перспективного двигателя для гражданской авиации тягой от 9 до 18 тонн

Всего

1212,2

2029,3

опытно-конструкторские работы

изготовление и автономные

создание нового поколения двигателей

собственные средства

в том числе:

по созданию газогенератора

испытания экспериментальных

для семейства ближне-

участников Программы,

за счет средств федерального бюджета*

862,2

1279,3

базового двигателя семейства ближне- среднемагистральных самолетов

узлов газогенератора: компрессора высокого давления, камеры сгорания и турбины высокого давления

среднемагистральных самолетов

кредиты

________________
     * Включая финансирование мероприятий по статье "Прочие расходы", приведенное в приложении N 5 к Программе.

за счет средств внебюджетных источников

350

750

Прикладные научные исследования и экспериментальные разработки, выполняемые по договорам на проведение научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и технологических работ в целях реализации перспективных проектов

Всего

2795,5

3399,1

в том числе:

за счет средств федерального бюджета - всего

2795,5

3399,1

из них по направлениям:

аэродинамика и прочность

2115,9

2772

достижение улучшения топливной эффективности нового семейства ближне-среднемагистральных самолетов по совокупности направлений - аэродинамика, силовая установка и массовое совершенство планера и

авиационные материалы и технологии

352,3

86,1

систем, которое обосновано применением новых технологий и конструкционных материалов; снижение расхода топлива на 10-15 процентов, массы пустого снаряженного самолета на 25-30 процентов,

авиационные двигатели

-

-

уровня прямых операционных расходов на 15 процентов; внедрение процессов сопровождения разработки и сертификации бортового

бортовое оборудование и агрегаты

327,3

541

радиоэлектронного оборудования в соответствии с международными стандартами

IV. Группа мероприятий "обновление материально-технической базы и формирование научно-технического задела в сфере авиационных технологий"

Подгруппа мероприятий по обновлению материально-технической базы научно-исследовательских организаций

Развитие экспериментальной базы научных центров - всего

722

750

создание материально-технической базы отраслевых научно-
исследовательских институтов и государственных научных центров, отвечающей современным и перспективным требованиям по таким направлениям, как аэродинамика, газодинамика, прочность конструкции, материаловедение, повышение надежности и безопасности, сертификация

в том числе за счет средств федерального бюджета

722

750

Подгруппа мероприятий по формированию научного задела, обеспечивающего развитие авиационной техники российского производства

Всего

5556,3

7780,3

в том числе:

за счет средств федерального бюджета*, всего

5556,3

7780,3

________________
     * Включая финансирование мероприятий по статье "Прочие расходы", приведенное в приложении N 5 к Программе.

из них по направлениям:

аэродинамика и прочность

623,4

831

анализ состояния, программы и прогнозы развития в области конструктивных схем, аэродинамики и прочности летательных аппаратов; разработка технических решений и создание научно-технического задела, обеспечивающего повышение безопасности полетов (снижение частоты авиационных происшествий) в 3 раза, улучшение экологии (снижение шума на местности относительно норм главы 4 ИКАО на 15 EPN дБ, снижение выбросов вредных веществ на 30-40 процентов), повышение топливной эффективности разрабатываемых самолетов на 20-30 процентов, крейсерского аэродинамического качества на 6-8 процентов, крейсерской скорости самолетов на 4-5 процентов и вертолетов на 10-15 процентов, снижение веса силовой конструкции планера разрабатываемых самолетов на 10-15 процентов, повышение ресурса в 1,5 раза; формирование технологических платформ для создания конкурентоспособной отечественной авиационной техники

авиационные материалы и технологии

512,6

831

анализ состояния, программы и прогнозы развития в области материалов и технологий для воздушных судов, авиационных двигателей, агрегатов и систем; разработка новых высокопрочных, сверхлегких, жаропрочных и коррозионно-стойких конструкционных и функциональных материалов (высокотехнологичных полимерных композиционных, градиентных, керамических, теплозащитных, металло-композиционных, суперсплавов, интерметаллидных, включая "естественные" композиты);

увеличение до 60 процентов объема применения в силовых конструкциях планера и двигательных установках композиционных, интеллектуальных материалов, в том числе на основе нанотехнологий, с высоким уровнем служебных характеристик (прочность, вязкость разрушения, сопротивление усталости, термическая стабильность, прочность на сжатие после удара для полимерных композиционных материалов);

применение сквозных цифровых технологий при производстве авиационной техники; создание конструкций из Al, Al-Li и Ti (в том числе жаропрочных) сплавов на основе лазерной сварки и сварки трением, создание новых технологий обработки металлов и композиционных материалов;

применение новых технологий соединения материалов и комплексных систем защиты; обеспечение ресурса конструкций более 60 тыс. летных часов и календарного срока службы более 40 лет, снижение удельного веса материалов до 30 процентов и их стоимости на 20 процентов и более, повышение рабочих температур газа перед турбиной авиационных двигателей до 2200К, ресурса деталей горячего тракта в 2-3 раза с уменьшением их стоимости на 15 процентов за счет разработки и внедрения ресурсосберегающих (повышение коэффициента использования материала в 1,5-2 раза и энергоэффективных технологий (экономия электроэнергии в 1,3-5 раз), снижение трудоемкости производства в 3-4 раза, увеличение межремонтных сроков до 15 лет, сокращение затрат на ремонт и восстановление на 30-50 процентов

авиационные двигатели

3782,2

5313,2

анализ состояния, программы и прогноз развития авиационного двигателестроения;
разработка и экспериментальные исследования критических технологий и "прорывных" конструктивно-технологических решений, обеспечивающих улучшение экономичности на 10-15 процентов двигателей, вводимых в эксплуатацию в 2015 году, и на 20-30 процентов двигателей 2025-2030 годов, повышение ресурса двигателя на 30 процентов, увеличение их наработки на крыле в 2-3 раза, снижение трудозатрат на производство и техническое обслуживание примерно в 2 раза, снижение шума на 20-30 EPN дБ, эмиссии NO на 40-60 процентов и двигательной составляющей прямых эксплуатационных расходов на 25-35 процентов

бортовое оборудование и агрегаты

225,3

383

анализ состояния и прогноз развития в области бортового радиоэлектронного оборудования и авиационных агрегатов; разработка конкурентоспособных систем и агрегатов бортового оборудования на основе новых технических решений, обеспечивающих высокий технический уровень бортового радиоэлектронного оборудования, агрегатов и оборудования общесамолетных систем; повышение надежности и безопасности в 3-5 раз на основе "интеллектуальности" алгоритмов управления и реконфигурации вычислительных процессов, снижение стоимости комплексов бортового оборудования на 20-30 процентов, массогабаритных характеристик примерно в 2 раза, реализация бортовыми системами режимов CN/ATM, обеспечение создания нового поколения комплексной системы управления оборудованием и воздушным судном в целом и интеграции систем и агрегатов в единый комплекс бортового оборудования

научно-
исследовательские работы в целях формирования и реализации государственной политики в сфере авиационной деятельности

336,5

422,1

подготовка научно-исследовательских, информационно-аналитических и статистических материалов, обеспечивающих формирование государственной политики в сфере авиационной деятельности

концепция программы создания широкофюзеляжного ближне-
среднемагистрального самолета

76,5

-

проведение маркетинговых исследований, формирование технического облика, создание экспериментальных и расчетных моделей;
финансовые и экономические расчеты

V. Группа мероприятий "управление Программой"

Экспертиза проектов, мониторинг исполнителей и участников Программы - всего

63

70

уровень управления, обеспечивающий достижение целей и решение задач Программы, повышение обоснованности принимаемых решений, своевременная корректировка хода реализации мероприятий, сроков распределения финансирования, приоритетности мероприятий и направлений работ

в том числе

за счет средств федерального бюджета*

63

70

________________
     * Включая финансирование мероприятий по статье "Прочие расходы", приведенное в приложении N 5 к Программе.

     

На 2011-2013 годы


Источник финансирования, направление затрат

Потребность в бюджетном и внебюджетном финансировании
(млн. рублей)

Результат реализации мероприятия

Источники внебюджет-
ного

2011 год

2012 год

2013 год

2011 год

2012 год

2013 год

проект
в целом
до 2015 года

финансиро-
вания

Всего

37007,6

44585,6

61408,2

в том числе:

средства федерального бюджета

32141

35021,4

41929,3

средства внебюджетных источников

4866,6

9564,2

19478,9

I. Группа мероприятий "текущие проекты"

Доработка и сертификация специализированной авиационной техники

Доработка и международная сертификация самолета Бе-200 - всего

156

152

148

расширение эксплуатацион-
ных возможностей. Повышение надежности

построение системы послепродаж-
ного обслуживания (каталог сборочных единиц, ремонтная документа-
ция)

расширение эксплуата-
ционных характерис-
тик в части назначенных ресурсов и сроков службы

создание модификаций самолета
Бе-200, в том числе сертифициро-
ванных по европейским нормам

предоплата компаний, собственные средства участников Программы, кредиты

в том числе:

объем продаж к 2015 году - 9

за счет средств федерального бюджета

36

37

37

единиц

за счет средств внебюджетных источников

120

115

111

Доработка самолета
Ту-204-300, глубокая модернизация самолета Ту-204
(Ту-204СМ), повышение уровня надежности, улучшение эксплуатационных характеристик и использование результатов для модернизации самолетов семейства Ту-204/214, усовершенствование систем и агрегатов семейства самолетов Ту-204/214, всего

1181,8

-

-

постройка второго летного образца самолета
Ту-204СМ. Разработка и передача в Авиационный регистр Межгосударст-
венного авиационного комитета доказательной сертифика-
ционной документации для получения дополнения к сертификату типа;

расширение ожидаемых условий эксплуатации, получение дополнения к сертификату типа с картой данных в соответствии с техническим заданием на модификацию Ту-204СМ

объем продаж к 2015 году - 50 единиц

предоплата авиакомпа-
ний, собственные средства участников Программы, кредиты

получение сертификата типа по шуму на местности

в том числе:

за счет средств федерального бюджета*

874,2

-

-

за счет средств внебюджетных источников

307,6

-

-

Доработка вертолета Ми-38, всего
в том числе:

1914,6

1580

2519,2

1521

1257,4

998

агрегатная сборка опытных образцов

завершение оборудования опытных образцов

агрегатная сборка опыт-
ного образца вертолета

сертификация вертолета

собственные средства участников Программы,

за счет средств федерального бюджета

1580

1521

998

ОП-1 и ОП-3 с двигателями ТВ7-117В,

ОП-1 и ОП-3 с двигателями ТВ7-117В и

ОП-4 с двигателями ТВ7-117В.

кредиты, средства инвесторов

проведение первого этапа

начало летнодово-

Проведение заводских

за счет средств внебюджетных источников

334,6

998,2

259,4

летнодоводоч-
ных испытаний комплекса ИБКО-38 на вертолете
Ми-38 ОП-2

дочных испытаний, постройка
Ми-38 ОП-4

сертифика-
ционных испытаний летных образцов и наземных ресурсных сертифика-
ционных стендовых испытаний агрегатов и систем вертолета

Разработка вертолета Ка-62 - всего

1120,5

1205

1137,2

рабочая конструктор-
ская документация

изготовление второго опытного образца

выполнение полетов по программе сертифика-

сертификация вертолета

собственные средства участников Программы,

в том числе:

на доработку вертолета и его

Ка-62 для проведения

ционных заводских

кредиты, средства

за счет средств федерального бюджета

560,5

745

321

систем под альтернатив-
ную силовую

летных сертифика-
ционных

испытаний в объеме 2013 года.

инвесторов

за счет средств внебюджетных источников

560

460

816,2

установку

испытаний

Изготовление дополнитель-
ного летного образца для сертификаци-
онных испытаний

Поддержка системы послепродажного обслуживания новой авиационной техники

Всего

441

410

415

объем оказанных услуг - 5700

объем оказанных услуг - 6300

объем оказанных услуг - 8511,5

собственные и заемные средства

в том числе:

млн. рублей

млн. рублей

млн. рублей

производи-
телей и

за счет средств федерального бюджета*

111

100

90

авиакомпаний

за счет средств внебюджетных источников

330

310

325

Подгруппа мероприятий по поддержке проектов на новой организационной основе

Реализация проекта RRJ (SSJ-100, SSJ NG)

Всего

80

1149

2096

в том числе:

за счет средств федерального бюджета

40

900

1676

за счет средств внебюджетных источников

40

249

420

из них на завершение НИОКР самолета
SSJ-100, всего

в том числе:

-

-

2096

дополнение к сертификату типа на воздушное судно с увеличенной

объем продаж к 2015 году - 106 единиц

собственные средства участников Программы, кредиты

за счет средств федерального бюджета

-

-

1676

дальностью и взлетным весом; повышение эксплуата-

за счет средств внебюджетных источников

-

-

420

ционной эффектив-
ности; расширение функционала воздушного судна

на разработку самолета SSJ NG, всего

80

1149

-

разработка технического предложения

разработка эскизного проекта

собственные средства участников Программы, кредиты

в том числе:

за счет средств федерального бюджета

40

900

-

за счет средств внебюджетных источников

40

249

-

II. Группа мероприятий "перспективная авиационная техника"

Создание нового семейства ближне-среднемагистральных самолетов

Всего

12375,5

17038,3

22438,6

разработка конструктор-

завершение разработки

разработка рабочей

создание нового

предоплата авиакомпа-

в том числе:

ской документации

рабочей конструктор-

конструктор-
ской

семейства ближне-

ний, собственные

за счет средств федерального бюджета

10938,8

13176

12437,6

на МС-21 (200, 300) (окончание - 2013 год); разработка технических проектов, ICD и спецификаций систем; проектирова-
ние и изготовление

ской документации на МС-21 (200); разработка рабочей конструктор-
ской документации на МС-21 (300);

документации на планер и системы самолета
МС-21-300, элементы планера самолета
МС-21-200; разработка комплекта

среднемагист-
ральных самолетов; начало продаж - 2018 год; объем продаж до 2025 года в объеме не менее 700 млрд. рублей

средства участников Программы, кредиты

стендов; подготовка производства опытных образцов (окончание - 2015 год); начало изготовления опытных образцов для испытаний (окончание - 2016 год); начало работ по сертификации самолета

начало изготовления и испытания прототипов систем самолета; подготовка производства опытных образцов (окончание - 2015 год); изготовление опытной партии; работы по подготовке к сертифика-
ции самолета; начало подготовки к летным испытаниям

эксплуатаци-
онной документа-
ции; изготовление и испытания прототипов систем самолета, изготовление стендов и начало стендовых испытаний; подготовка опытного производства и начало изготовления опытных образцов самолета
МС-21-300 (статического, ресурсного и первого летного) для проведения испытаний

за счет средств внебюджетных источников

1436,7

3862,3

10001

Создание перспективного двигателя для гражданской авиации тягой от 9 до 18 тонн

Всего
в том числе:

2806

7031,1

10522,7

разработка технического

завершение разработки

завершение испытаний

создание нового

собственные средства

за счет средств федерального бюджета

1966

5319,4

5026,7

проекта базового двигателя и создание двигателя демонстратора (окончание - 2012 год)

технического проекта и создания двигателя-
демонстрато-
ра, начало испытаний двигателя-
демонстрато-
ра

двигателя-демонстра-
тора

поколения двигателей для семейства ближне-
средне-
магистральных самолетов

участников Программы, кредиты

из них на выпуск рабочей конструкторской документации на двигатель ПД-14, изготовление и испытания двигателей

-

1869,4

5026,7

за счет средств внебюджетных источников

840

1711,7

5496

Прикладные научные исследования и экспериментальные разработки, выполняемые по договорам на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в целях реализации перспективных проектов

Всего

3606,9

6592,1

11543,3

в том числе:

за счет средств федерального бюджета - всего

2721,2

4734

9493

за счет средств внебюджетных источников

885,7

1858,1

2050,3

собственные средства участников Программы, кредиты

из них по направлениям:

аэродинамика и прочность

1919,4

3740

6605,8

в том числе:

за счет средств федерального бюджета

1221,2

2200

4993

за счет средств внебюджетных источников

698,2

1540

1612,8

из них на разработку крыла из композитных материалов для перспективных самолетов

1519,4

3040

3423,8

разработка электронного макета на консоль крыла самолета
МС-21-200; разработка конструктор-
ской документации

завершение разработки конструктор-
ской документа-
ции; изготовление крыла самолета
МС-21-200;

разработка технологий изготовления элементов из композитных материалов; разработка нормативно-
методичес-
кого

разработка конструктор-
ской документации на консоль крыла самолета
SSJ NG и изготовление опытного

в том числе:

на консоль крыла
МС-21-200

разработка эскизного проекта

обеспечения изготовления, испытаний

образца крыла

за счет средств федерального бюджета

821,2

1500

1823

(окончание - 2012 год); разработка технического

на консоль крыла самолета
SSJ NG

и сертифика-
ции конструкций из

за счет средств внебюджетных источников

698,2

1540

1600,8

предложения на консоль крыла самолета SSJ NG (окончание - 2012 год)

(окончание - 2014 год)

композитных материалов, в том числе крыла для перспектив-
ной авиационной техники

на разработку и создание перспективного скоростного вертолета

400

700

2500

проведение расчетно-
эксперимен-
тальных работ и отработка

проведение расчетно-
эксперимен-
тальных работ и

разработка аванпроекта; разработка технического задания на

разработка рабочей конструктор-
ской документации

в том числе
за счет средств федерального бюджета

400

700

2500

базовых конструктор-
ских и технологичес-
ких решений (окончание - 2013 год);

отработка базовых конструктор-
ских и технологи-
ческих решений

опытно-
конструктор-
скую работу; подготовка заявки на сертифика-
цию

на перспективный скоростной вертолет

на проведение научно-
исследовательской работы в рамках технологической платформы "Авиационная мобильность и авиационные технологии" ("Самолет 2020")

-

-

220

разработка инженерной записки

(окончание - 2013 год); разработка аванпроекта (окончание - 2013 год)

из них исследования по формированию технических концепций и инновационных вариантов облика перспективных летательных аппаратов проекта "Самолет 2020"

-

-

220

проведение маркетинго-
вых исследований и формирова-
ние требований к перспектив-
ным программам

в том числе за счет средств федерального бюджета

-

-

220

(MR&O, предвари-
тельная версия); анализ уровня отечествен-
ных технологий для разработки летательных аппаратов проекта "Самолет 2020";
выбор перспектив-
ных направлений развития проекта;

разработка вариантов конструктив-
но-техноло-
гического облика перспектив-
ных летательных аппаратов и силовых установок проекта "Самолет 2020"

на комплексные исследования в области создания перспективных воздушных судов для региональных и местных авиаперевозок

-

-

462

формирова-
ние требований к семейству легких многоцеле-
вых самолетов размерности от 9 до 19 мест;

в том числе:

проведение исследований
принципиаль-

за счет средств федерального бюджета

-

-

450

но новых передовых технологий

за счет средств внебюджетных источников

-

-

12

производства самолетов размерности от 9 до 19 мест; выбор оптимальной архитектуры бортового оборудова-
ния; отработка и практическая демонстрация технологий применения унифициро-
ванного семейства дизельных и газотурбин-
ных авиационных двигателей создаваемого семейства самолетов

авиационные материалы и технологии

-

-

1000

внедрение перспектив-
ных материалов и

в том числе

технологий для

за счет средств федерального бюджета

-

-

1000

усовершен-
ствования и создания принципиаль-
но новых конструкций деталей и узлов вертолетных двигателей (снижение веса турбины на 10-15 процентов, повышение КИМ в 2-3 раза), мотогондол перспектив-
ных

самолетных двигателей (снижение трудоемкости до 25 процентов, материало-
емкости до 15 процентов)

авиационные двигатели

(-)

-

-

Бортовое оборудование и агрегаты

1687,5

2852

3937,5

разработка эскизно-
технического проекта

разработка рабочей конструктор-
ской

изготовление опытных образцов; проведение

сертификация базовых комплексов в составе

в том числе:

базового интегрирован-
ного комплекса

документации на базовый интегриро-

испытаний комплекса бортового

самолетов и вертолетов

за счет средств федерального бюджета

1500

2534

3500

бортового оборудования перспективных самолетов и

ванный комплекс бортового оборудования

оборудова-
ния; разработка технического

за счет средств внебюджетных источников

187,5

318

437,5

вертолетов; разработка эскизно-
технического проекта

и на базовый комплекс унифициро-
ванных агрегатов

проекта и макетирова-
ние интегриро-
ванного

базового комплекса унифицирован-
ных агрегатов (самолетного и вертолетного)

комплекса унифициро-
ванных агрегатов

IV. Группа мероприятий "обновление материально-технической базы и формирование научно-технического задела в сфере авиационных технологий"

Подгруппа мероприятий по обновлению материально-технической базы научно-исследовательских организаций

Развитие экспериментальной базы научных центров - всего

689

689

4050

создание материально-технической базы отраслевых научно-
исследовательских институтов и государственных научных центров, отвечающей современным и перспективным требованиям по таким направлениям, как аэродинамика, газодинамика, прочность конструкции, материаловедение, повышение надежности и безопасности, сертификация

в том числе:

за счет средств федерального бюджета

689

689

4050

Подгруппа мероприятий по формированию научного задела, обеспечивающего развитие авиационной техники российского производства

Всего

12536,3

7700

7700

в том числе:

за счет средств федерального бюджета*

12524,3

7700

7700

за счет средств внебюджетных источников

12

-

-

из них:

по направлениям:

аэродинамика и прочность

3200

3000

3036

анализ состояния, программы и прогнозы развития в области конструктивных схем, аэродинамики и прочности летательных аппаратов;

в том числе:
за счет средств федерального бюджета

3200

3000

3036

разработка технических решений и создание научно-технического задела, обеспечивающего повышение безопасности полетов (снижение частоты авиационных происшествий) в 3 раза, улучшение экологии (снижение шума на местности относительно

норм главы 4 ИКАО на 15 EPN дБ, снижение выбросов вредных веществ на 30-40 процентов), повышение топливной эффективности разрабатываемых самолетов на 20-30 процентов, крейсерского аэродинамического качества на 6-8 процентов, крейсерской скорости самолетов на 4-5 процентов и вертолетов на 10-15 процентов, снижение веса силовой конструкции планера разрабатываемых самолетов на 10-15 процентов, повышение ресурса в 1,5 раза; формирование технологических платформ для создания конкурентоспособной отечественной авиационной техники

авиационные материалы и технологии

1700

1700

1698,9

анализ состояния, программы и прогнозы развития авиационных материалов и технологий для воздушных судов, авиационных двигателей, агрегатов и систем; разработка новых высокопрочных, сверхлегких, жаропрочных и коррозионностойких конструкционных и функциональных материалов (высокотехнологичных полимерных композиционных, градиентных, керамических, теплозащитных, металлокомпозиционных материалов, суперсплавов, интерметаллидных материалов, включая "естественные" композиты)

в том числе за счет средств федерального бюджета

1700

1700

1698,9

увеличение до 60 процентов объема применения в силовых конструкциях планера и двигательных установках композиционных, интеллектуальных материалов, в том числе на основе нанотехнологий, с высоким уровнем служебных характеристик (прочность, вязкость разрушения, сопротивление усталости, термическая стабильность, прочность на сжатие после удара для полимерных композиционных материалов); применение сквозных цифровых технологий при производстве авиационной техники; создание конструкций из Al, Al-Li и Ti (в том числе жаропрочных) сплавов на основе лазерной сварки и сварки трением, создание новых технологий обработки металлов и композиционных материалов; применение новых технологий соединения материалов и комплексных систем защиты; обеспечение ресурса конструкций более 60 тыс. летных часов и календарного срока службы более 40 лет, снижение удельного веса материалов до 30 процентов и их стоимости на 20 процентов и более, повышение рабочих температур газа перед турбиной авиационных двигателей до 2200 К, ресурса деталей горячего тракта в 2-3 раза с уменьшением их стоимости на 15 процентов за счет разработки и внедрения ресурсосберегающих (повышение коэффициента использования материала в 1,5-2 раза) и энергоэффективных технологий (экономия электроэнергии в 1,3-5 раз), снижение трудоемкости производства в 3-4 раза, увеличение межремонтных сроков до 15 лет, сокращение затрат на ремонт и восстановление на 30-50 процентов

авиационные двигатели

5787,8

1350

1282,8

анализ состояния, программы и прогноз развития авиационного двигателестроения;

в том числе:

разработка и экспериментальные исследования критических технологий и "прорывных" конструктивно-технологических решений, обеспечивающих улучшение экономичности

за счет средств федерального бюджета

5775,8

1350

1282,8

на 10-15 процентов двигателей, вводимых в эксплуатацию в 2015 году, и на 20-30 процентов двигателей 2025-2030 годов, повышение ресурса двигателя на 30 процентов, увеличение их наработки на крыле в 2-3 раза, снижение трудозатрат на

из них:

производство и техническое обслуживание примерно в 2 раза, снижение шума на 20-30 EPN дБ, эмиссии NO

разработка и освоение ключевых технологий в области авиационного двигателестроения, необходимых для реализации программы создания семейства перспективных двигателей для гражданской авиации тягой от 9 до 18 тонн

4325,8

-

-

на 40-60 процентов и двигательной составляющей прямых эксплуатационных расходов на 25-35 процентов

за счет средств внебюджетных источников

12

-

-

бортовое оборудование и агрегаты

1400

1250

1132,3

анализ состояния и прогноз развития в области бортового радиоэлектронного оборудования и авиационных агрегатов; разработка конкурентоспособных систем и агрегатов бортового оборудования на основе новых технических решений, обеспечивающих высокий

в том числе

технический уровень бортового радиоэлектронного оборудования, агрегатов и оборудования общесамолетных систем;

за счет средств федерального бюджета

1400

1250

1132,3

повышение надежности и безопасности в 3-5 раз на основе интеллектуальности алгоритмов управления и реконфигурации вычислительных процессов, снижение стоимости комплексов бортового оборудования на 20-30 процентов, массогабаритных характеристик примерно в 2 раза, реализация бортовыми системами режимов CN/ATM, обеспечение создания нового поколения комплексной системы управления оборудованием и воздушным судном в целом и интеграции систем и агрегатов в единый комплекс бортового оборудования

международное научное кооперациионное сотрудничество в области инновационных технологий

-

-

150

разработка облика гражданского высокоскоростного самолета, отвечающего перспективным экологическим требованиям; разработка проекта двухтопливного летательного аппарата для региональных и местных авиалиний, использующего в качестве топлива сжиженный газ или авиакеросин; разработка системы ламинаризации обтекания перспективного пассажирского самолета;

в том числе за счет средств федерального бюджета

-

-

150

разработка активных методов снижения шума закрылков самолета до 2 dB; гармонизация отечественных вычислительных и экспериментальных методик с зарубежными, используемыми в ведущих аэрокосмических центрах

научно-
исследовательские работы в целях формирования и реализации государственной политики в сфере авиационной деятельности

448,5

400

400

подготовка научно-исследовательских, нормативных, правовых, информационно-аналитических и статистических материалов, обеспечивающих формирование государственной политики в сфере авиационной деятельности

в том числе за счет средств федерального бюджета

448,5

400

400

V. Группа мероприятий "управление Программой"

Экспертиза проектов, мониторинг исполнителей участников Программы - всего

100

100

100

уровень управления, обеспечивающий достижение целей и решение задач Программы, повышение обоснованности принимаемых решений, своевременная корректировка хода реализации мероприятий, сроков распределения финансирования, приоритетности мероприятий и направлений работ

в том числе за счет средств федерального бюджета*

100

100

100

     

На 2014-2015 годы


Источник финансирования, направление затрат

Потребность в бюджетном и внебюджетном финансировании
(млн. рублей)

Результат реализации мероприятия

Источники внебюджетного финансирования

2014 год

2015 год проект

2014 год

2015 год проект

проект в целом до 2015 года

Всего

61604,6

65021,4

в том числе:

средства федерального бюджета

43216,2

44826,6

средства внебюджетных источников

18388,4

20194,8

I. Группа мероприятий "текущие проекты"

Доработка и сертификация специализированной авиационной техники

Доработка вертолета Ми-38 - всего

1516

2591,8

завершение сертификационных стендовых испытаний

сертификация вертолета

сертификация вертолета

собственные средства участников Программы, кредиты, средства

в том числе:

агрегатов и систем вертолета;

инвесторов

за счет средств федерального бюджета

945,4

1356,3

подготовка доказательной документации для сертификации вертолета

за счет средств внебюджетных источников

570,6

1235,5

Разработка вертолета Ка-62 - всего

1199,6

1052,8

завершение разработки рабочей конструкторской документации на

сертификация вертолета (окончание - декабрь 2016 года)

собственные средства участников Программы, кредиты, средства инвесторов

в том числе:

вертолет, на натурный стенд;

за счет средств федерального бюджета

599,8

515,5

проведение сертификационных летных испытаний

за счет средств внебюджетных источников

599,8

537,3

Поддержка системы послепродажного обслуживания новой авиационной техники

Всего

415

415

в том числе:

за счет средств федерального бюджета*

-

-

объем оказанных услуг - 7461 млн. рублей

объем оказанных услуг - 7100 млн. рублей

собственные и заемные средства производителей и авиакомпаний

________________
     * Включая финансирование мероприятий по статье "Прочие расходы", приведенное в приложении N 5 к Программе.

за счет средств внебюджетных источников

415

415

Подгруппа мероприятий по поддержке проектов на новой организационной основе

Реализация проекта RRJ (SSJ-100)

Всего

1450

780,7

собственные средства участников

в том числе:

Программы, кредиты

за счет средств федерального бюджета

624

580,7

за счет средств внебюджетных источников

826

200

из них:

на завершение НИОКР самолета SSJ-100 - всего

1450

780,7

повышение эксплуатационной эффективности; улучшение летно-
технических характеристик

повышение топливной эффективности на 5 процентов; улучшение показателей

объем продаж
SSJ-100 - 106 единиц

в том числе:

воздушного судна; снижение веса конструкции; расширение

летно-
технических и взлетно-
посадочных

за счет средств федерального бюджета

624

580,7

функционала воздушного судна;
снижение

характеристик воздушного судна;

за счет средств внебюджетных источников

826

200

стоимости владения

снижение стоимости владения

III. Группа мероприятий "перспективная авиационная техника"

Создание нового семейства ближне-среднемагистральных самолетов

Всего

29067,6

28236,5

разработка рабочей конструкторской

изготовление, сборка, стыковка планера,

создание нового семейства ближне-
среднемагистраль-

предоплата авиакомпаний, собственные

в том числе:
за счет средств федерального бюджета

17049,6

15334,5

документации на самолеты
МС-21-200 (окончание 2015 год), МС-21-300 под установку двигателя ПД-14 (окончание - 2015

установка и монтаж систем и маршевой силовой установки (МСУ) в объеме, достаточном для обеспечения

ных самолетов; начало продаж - 2018 год;
объем продаж до 2025 года - не менее 700 млрд. рублей

средства участников Программы, кредиты

год);
изготовление опытных образцов самолета (статического - окончание 2015 год и ресурсного - окончание 2016 год); изготовление первого летного образца самолета МС-21-300 с двигателями фирмы "Pratt &Whitney" (окончание - 2016 год); начало изготовления второго, третьего летных образцов самолета МС-21-300 с двигателями фирмы "Pratt& Whitney"

выкатки первого летного образца самолета
МС-21-300 с двигателями фирмы "Pratt&Whitney" - декабрь 2015 года (окончание изготовления - 2016 год); изготовление второго, третьего летных образцов (окончание - 2016 год) с двигателями фирмы "Pratt&Whitney" и четвертого летного образца (окончание - 2017 год)
самолета

за счет средств внебюджетных источников

12018

12902

 (окончание - 2016 год);
проведение стендовых испытаний агрегатов и систем самолета (окончание - 2018 год);

МС-21-300
(тип двигателя -"Pratt& Whitney"/ ПД-14 уточняется по результатам разработки РКД, проведению испытаний и поставки двигателя
ПД-14);

корректировка конструкторской документации

подготовка к проведению статических испытаний образца самолета
МС-21-300 (окончание - 2016 год); работы по сертификации производства и корректировка конструкторской документации; выпуск эксплуатацион-
но-технической документации начального этапа летных испытаний

Создание перспективного двигателя для гражданской авиации тягой от 9 до 18 тонн

Всего

7614,1

9405

разработка рабочей документации опытного

проведение наземных, стендовых и летных

создание нового поколения двигателей для семейства

собственные средства участников Программы, кредиты

в том числе:

двигателя; изготовление партии опытных

сертификацион-
ных испытаний двигателя;

ближне-
среднемагистраль-
ных самолетов

за счет средств федерального бюджета

4166,1

5500

двигателей ПД-14 и мотогондол с реверсивным устройством;

подготовка доказательной документации для сертификации двигателя

из них на выпуск рабочей конструкторской документации на двигатель ПД-14, изготовление и испытания двигателей

4166,1

5500

проведение специальных и ресурсных испытаний опытного двигателя на стендах,

за счет средств внебюджетных источников

3448

3905

обеспечивающих возможность начала летных испытаний опытного двигателя на летающей лаборатории

Прикладные научные исследования и экспериментальные разработки, выполняемые по договорам на проведение научно-
исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в целях реализации перспективных проектов

Всего

7162,3

8554,7

в том числе:

за счет средств федерального бюджета

6651,3

7554,7

за счет средств внебюджетных источников

511

1000

из них по направлениям:

аэродинамика и прочность

3662,3

3577

в том числе:

за счет средств федерального бюджета

3651,3

3077

за счет средств внебюджетных источников

11

500

из них на проведение работ в рамках технологической платформы "Новые полимерные композиционные материалы и технологии"

1000

2083,4

в том числе:

за счет средств федерального бюджета

1000

1633,4

за счет средств внебюджетных источников

-

450

из них:

разработка методов изготовления конструкций перспективных самолетов из композиционных материалов

1000

1550

начало отработки технологии изготовления агрегатов механизации и элементов хвостового оперения и панелей фюзеляжа из термопластичных полимерных композиционных материалов;

отработка технологии изготовления и проведение испытаний агрегатов механизации и элементов хвостового оперения и панелей фюзеляжа из термопластич-
ных полимерных

изготовление композитных агрегатов, оптимизированных по весовым и прочностным характеристикам для перспективных самолетов

в том числе:

композиционных материалов;

за счет средств федерального бюджета

1000

1100

разработка универсальной методики анализа прочности прокомпозитных

разработка методов и алгоритмов поиска оптимальных

за счет средств внебюджетных источников

-

450

конструкций фюзеляжа; разработка требований к технологиям ремонта конструкций из термопластичных полимерных композиционных материалов

решений для высоконагружен-
ных композитных конструкций фюзеляжа с дискретной конструктивно силовой схемой; отработка технологии ремонта конструкций из термопластич-
ных полимерных композиционных материалов

разработка технологии изготовления углеродной ленты с биндером для получения углепластика с максимальной рабочей температурой не менее 120°С

-

200

разработка технологии изготовления компонентов взамен импортных материалов фирмы "Cytec" (США) для получения конструкцион-
ного углепластика с максимальной рабочей температурой не менее 120°С

в том числе за счет средств федерального бюджета

-

200

разработка технологий выкладки фрагментов панелей кессонов киля самолета МС -21

-

233,4

разработка технологий изготовления препрегов для углепластиков
на основе российских связующих; отработка

в том числе за счет средств федерального бюджета

-

233,4

автоматизиро-
ванных технологий изготовления деталей киля самолета МС-21

проведение работ по импортозамещению полимерных композиционных материалов, пленочных клеев и полимерных покрытий типа SynSkin для конструкций самолета МС-21

-

100

разработка технологии изготовления, проведение паспортизации российских пленочных клеев и полимерных покрытий типа SynSkin для замены покрытий фирм "Hexcel" и "Cytec" (США) применительно к агрегатам самолета МС-21

в том числе за счет средств федерального бюджета

-

100

на разработку и создание перспективного скоростного вертолета

1516,3

-

разработка эскизного проекта; изготовление летающей лаборатории

в том числе за счет средств федерального бюджета

1516,3

-

на проведение научно-
исследовательских и экспериментальных работ в рамках технологической платформы "Авиационная мобильность и авиационные технологии" по созданию перспективных вертолетов

-

630

проведение стендовых и летных испытаний образцов и агрегатов несущей системы на летающую лабораторию

в том числе за счет средств федерального бюджета

-

630

из них на создание летающей лаборатории для модернизации и разработки перспективных вертолетов

-

630

проведение стендовых и летных испытаний образцов и агрегатов несущей системы на летающую лабораторию

на проведение научно-
исследовательской работы в рамках технологической платформы "Авиационная мобильность и авиационные технологии"
("Самолет 2020")

685

423,6

из них:

исследования по формированию технических концепций и инновационных вариантов облика перспективных летательных аппаратов проекта "Самолет 2020"

685

-

разработка пакета перспективных концепций продуктов; оценка реализуемости маркетинговых требований; разработка перечня ключевых технологий, способных обеспечить заданные характеристики и направлений

в том числе за счет средств федерального бюджета

685

-

расчетно-
эксперименталь-
ных и технологических исследований по их доработке; первичная оценка потенциальных рисков программы, возможных направлений их минимизации

разработка аванпроекта выбранной концепции перспективного самолета проекта "Самолет 2020"

-

423,6

материалы аванпроекта широкофюзе-
ляжного дальнемагист-
рального самолета

в том числе:

за счет средств федерального бюджета

-

373,6

за счет средств внебюджетных источников

-

50

на комплексные исследования в области создания перспективных воздушных судов для региональных и местных авиаперевозок

461

440

создание летающей лаборатории для демонстрации технологий постройки легких, высокоэффектив-

разработка электронной системы сопровождения процесса создания авиационной

в том числе:

ных многоцелевых воздушных судов

техники малой авиации;

за счет средств федерального бюджета

450

440

размерностью
от 9 до 19 мест; разработка

уточнение облика, характеристик и

за счет средств внебюджетных источников

11

-

заключений и рекомендаций по аэродинамичес-
кому и конструктивному совершенствова-
нию перспективных легких многоцелевых самолетов; формирование технического задания на разработку аванпроекта перспективного семейства легких, многоцелевых воздушных судов размерностью
от 9 до 19 мест

расчетных условий создания, разработка конструкторской документации, изготовление и сборка опытного образца-
демонстратора технологий легких многоце-
левых самолетов на 9 мест; прочностные испытания элементов конструкции планера легкого многоцелевого самолета размерности
от 9 до 19 мест, аэродинамичес-
кие испытания легкого многоцелевого самолета на 9 мест в аэродинамичес-
кой трубе с имитацией работы силовой установки; проектирование и изготовление макета легкого многоцелевого самолета размерностью
19 мест с отработкой отдельных систем

авиационные материалы и технологии

1000

1300,7

внедрение новейших технологий и

внедрение технологий, создание

внедрение новейших технологий и

в том числе за счет средств федерального бюджета

1000

1300,7

материалов для повышения эрозионной стойкости лопаток компрессора в 10 раз, снижения трудоемкости изготовления деталей корпуса двигателя до 30 процентов, а также для изготовления листосварных конструкций сложной конфигурации; разработка нормативной, технологической документации для сертификации мотогондол двигателей по требованиям Авиационного регистра Межгосударствен-
ного авиационного комитета и EASA

перспективных сплавов, обеспечивающих изготовление конструкций свободной турбины с повышенной на 20 процентов прочностью, увеличение ресурса лопаток в 2-4 раза, повышение температуры стенки жаровой трубы на
200-300°С, снижение веса колеса турбины на 35 процентов; в рамках импортозаме-
щения материалов ЕС и США, применяемых в самолете МС-21: создание лакокрасочных покрытий, а также внедрение технологии изготовления крупногабарит-
ных полуфабрикатов из стали для деталей шасси

материалов для создания двигателей 5-го поколения, а также импортоза-
мещения материалов, применяемых в самолете МС-21

авиационные двигатели

-

-

-

-

-

бортовое оборудование и агрегаты, всего

2500

3677

в том числе:

за счет средств федерального бюджета

2000

3177

за счет средств внебюджетных источников

500

500

из них:

бортовое радиоэлектронное оборудование

1712,5

2262,5

разработка рабочей конструкторской документации

разработка сертификацион-
ной документации

за счет средств федерального бюджета

1400

1950

и проведение интеграцион-
ных стендовых испытаний унифицированных базовых элементов

на системы боевого радиоэлектрон-
ного оборудования; разработка доказательных материалов

для авиационного регистра Межгосударст-
венного авиационного комитета по самолетным (вертолетным) функциям, реализуемым комплектующим изделиям

за счет средств внебюджетных источников

312,5

312,5

боевое радиоэлектронное оборудование в составе интегрированных систем и комплексов, реализующих самолетные (вертолетные) функции

разработка проектов доказательной документации для EASA на комплектующие изделия и системы; разработка бортового вычислителя концентратора (БВК) для систем управления общевертолет-
ным оборудованием (СУОВО-62) вертолета Ка-62

авиационные системы и агрегаты

787,5

1414,5

определение облика исполнительных

проведение исследований узлов и агрегатов

за счет средств федерального бюджета

600

1227

систем самолетов местных воздушных линий (9-19 мест); разработка рабочей конструкторской документации и изготовление компонентов

базовых функциональных систем самолетов местных воздушных линий (9-19 мест); проведение испытаний

за счет средств внебюджетных источников

187,5

187,5

интегрированных систем и агрегатов; изготовление опытных образцов вспомогательной силовой установки (ВСУ)

опытных образцов интегрированных систем и агрегатов; рабочей конструкторской документации (РКД) с литерой "О";
проведение испытаний ВСУ; получение одобрения Авиационного регистра Межгосударст-
венного авиационного комитета

IV. Группа мероприятий "обновление материально-технической базы и формирование научно-технического задела в сфере авиационных технологий"

Подгруппа мероприятий по обновлению материально-технической базы научно-исследовательских организаций

Развитие экспериментальной базы научных центров - всего

4050

3658,4

создание материально-технической базы отраслевых научно-исследовательских институтов и государственных научных центров, отвечающей современным и перспективным требованиям по таким направлениям, как аэродинамика, газодинамика, прочность конструкции,

в том числе за счет средств федерального бюджета

4050

3658,4

материаловедение, повышение надежности и безопасности, сертификация

Подгруппа мероприятий по формированию научного задела, обеспечивающего развитие авиационной техники российского производства

Всего

9030

10226,5

в том числе:

за счет средств федерального бюджета - всего

9030

10226,5

из них по направлениям:

аэродинамика и прочность

3470

3800

анализ состояния, программы и прогнозы развития в области конструктивных схем, аэродинамики и прочности летательных аппаратов; разработка технических решений и создание научно-технического задела, обеспечивающих повышение безопасности полетов (снижение частоты авиационных происшествий) в 3 раза, улучшение экологии (снижение шума на местности относительно норм главы 4 ИКАО на 15 EPN дБ, снижение выбросов вредных веществ на 30-40 процентов), повышение топливной эффективности разрабатываемых самолетов на 20-30 процентов, крейсерского аэродинамического качества на 6-8 процентов, крейсерской скорости самолетов на 4-5 процентов и вертолетов на 10-15 процентов, снижение веса силовой конструкции планера разрабатываемых самолетов на 10-15 процентов, повышение ресурса в 1,5 раза; формирование технологических платформ для создания конкурентоспособной отечественной авиационной техники

авиационные материалы и технологии

2250

2600

анализ состояния, программы и прогнозы развития авиационных материалов и технологий для воздушных судов, авиационных двигателей, агрегатов и систем; разработка новых высокопрочных, сверхлегких, жаропрочных и коррозионностойких конструкционных и функциональных материалов (высокотехнологичных полимерных композиционных, градиентных, керамических, теплозащитных, металлокомпозиционных материалов, суперсплавов, интерметаллидных материалов, включая "естественные" композиты); разработка новой нормативной документации обработки высокоресурсных деталей, соответствующей современному уровню оборудования и инструментального обеспечения;

увеличение до 60 процентов объема применения в силовых конструкциях планера и двигательных установках композиционных, интеллектуальных материалов, в том числе на основе нанотехнологий, с высоким уровнем служебных характеристик (прочность, вязкость разрушения, сопротивление усталости, термическая стабильность, прочность на сжатие после удара для полимерных композиционных материалов); применение сквозных цифровых технологий при производстве авиационной техники; создание конструкций из Al, Al-Li и Ti (в том числе жаропрочных) сплавов на основе лазерной сварки и сварки трением, создание новых технологий обработки металлов и композиционных материалов; разработка технологических процессов изготовления перспективных полимерных композиционных материалов, обеспечивающих снижение стоимости до 25%; применение новых технологий соединения материалов и комплексных систем защиты; обеспечение ресурса конструкций более 60 тысяч летных часов и календарного срока службы более 40 лет, снижение удельного веса материалов до 30 процентов и их стоимости на 20 процентов и более, повышение рабочих температур газа перед турбиной авиационных двигателей до 2200К, ресурса деталей горячего тракта в 2-3 раза с уменьшением их стоимости на 15 процентов за счет разработки и внедрения ресурсосберегающих (повышение коэффициента использования материала в 1,5-2 раза) и энергоэффективных технологий (экономия электроэнергии в 1,3-5 раз), снижение трудоемкости производства в 3-4 раза, увеличение межремонтных сроков до 15 лет, сокращение затрат на ремонт и восстановление на 30-50 процентов

авиационные двигатели

1600

1826,5

анализ состояния, программы и прогноз развития авиационного двигателестроения; разработка и экспериментальные исследования критических технологий и "прорывных" конструктивно-технологических решений, обеспечивающих улучшение экономичности на 10-15 процентов двигателей, вводимых в эксплуатацию в 2015 году, и на 20-30 процентов двигателей 2025-2030 годов, повышение ресурса двигателя на 30 процентов, увеличение их наработки на крыле в 2-3 раза, снижение трудозатрат на производство и техническое обслуживание примерно в 2 раза, снижение шума на 20-30 EPN дБ, эмиссии NOx на 40-60 процентов и двигательной составляющей прямых эксплуатационных расходов на 25-35 процентов

бортовое оборудование и агрегаты

1120

1300

анализ состояния и прогноз развития в области бортового радиоэлектронного оборудования и авиационных агрегатов; разработка конкурентоспособных систем и агрегатов бортового оборудования на основе новых технических решений, обеспечивающих высокий технический уровень бортового радиоэлектронного оборудования, агрегатов и оборудования общесамолетных систем; повышение надежности и безопасности в 3-5 раз на основе интеллектуальности алгоритмов управления и реконфигурации вычислительных процессов, снижение стоимости комплексов бортового оборудования на 20-30 процентов, массогабаритных характеристик примерно в 2 раза, реализация бортовыми системами режимов CN/ATM, обеспечение создания нового поколения комплексной системы управления оборудованием и воздушным судном в целом и интеграции систем и агрегатов в единый комплекс бортового оборудования

международное научное кооперационное сотрудничество в области инновационных технологий

150

200

разработка облика гражданского высокоскоростного самолета, отвечающего перспективным экологическим требованиям; разработка проекта двухтопливного летательного аппарата для региональных и местных авиалиний, использующего в качестве топлива сжиженный газ или авиакеросин; разработка системы ламинаризации обтекания перспективного пассажирского самолета; разработка активных методов снижения шума закрылков самолета до 2 dB; гармонизация отечественных вычислительных и экспериментальных методик с зарубежными, используемыми в ведущих аэрокосмических центрах

научно-
исследовательские работы в целях формирования и реализации государственной политики в сфере авиационной деятельности

440

500

подготовка научно-исследовательских, нормативных, правовых, информационно-аналитических и статистических материалов, обеспечивающих формирование государственной политики в сфере авиационной деятельности

V. Группа мероприятий "управление Программой"

Экспертиза проектов, мониторинг исполнителей участников Программы - всего

100

100

уровень управления, обеспечивающий достижение целей и решение задач Программы; повышение обоснованности принимаемых решений; своевременная корректировка хода реализации мероприятий, сроков распределения финансирования, приоритетности мероприятий и направлений работ

в том числе за счет средств федерального бюджета*

100

100

________________

* Включая финансирование мероприятий по статье "Прочие расходы", приведенное в приложении N 5 к указанной Программе.