ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
государственного регулирования тарифов на услуги
общедоступной электрической и почтовой связи
(с изменениями на 21 апреля 2005 года)
1. Настоящие Основные положения, разработанные в целях реализации положений Концепции развития рынка телекоммуникационных услуг Российской Федерации, одобренной Правительством Российской Федерации 21 декабря 2000 года, определяют цели, принципы и механизм государственного регулирования тарифов на услуги общедоступной электрической и почтовой связи на внутреннем рынке Российской Федерации (далее именуются - услуги связи), за исключением тарифов на универсальные услуги связи, указанные в статье 57 Федерального закона "О связи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 28, ст.2895) (пункт дополнен с 5 мая 2005 года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2005 года N 242, - см. предыдущую редакцию).
2. Государственному регулированию подлежат тарифы на услуги связи, предоставляемые операторами связи, включенными в установленном порядке в реестр субъектов естественных монополий в области связи (далее именуются - операторы связи).
3. Государственное регулирование тарифов на услуги связи осуществляется Федеральной службой по тарифам (далее именуется - регулирующий орган) (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 года N 49 - см. предыдущую редакцию).
4. Государственное регулирование тарифов на услуги связи осуществляется в целях:
а) защиты экономических интересов потребителей от необоснованного повышения тарифов на услуги связи;
б) достижения баланса интересов субъектов естественной монополии в области связи и потребителей их услуг;
в) развития конкурентной среды на рынке услуг связи;
г) создания экономических стимулов, обеспечивающих снижение себестоимости услуг связи, повышение эффективности деятельности операторов связи, дальнейшее развитие и модернизацию средств и сетей связи, расширение рынка услуг связи и улучшение их качества;
д) создания условий для привлечения инвестиций.
5. Государственное регулирование тарифов на услуги связи осуществляется исходя из следующих принципов:
а) создание операторам связи условий для развития и модернизации средств и сетей связи, компенсация экономически обоснованных затрат, связанных с оказанием регулируемых услуг связи;
б) установление для операторов связи обоснованной нормы прибыли на капитал, используемый при оказании услуг связи;
в) удовлетворение платежеспособного спроса на услуги связи, защита интересов пользователей услуг связи от необоснованного повышения тарифов;
г) учет в структуре регулируемых тарифов на услуги связи налогов и иных обязательных платежей, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
6. При принятии решения об экономической обоснованности затрат и нормативной прибыли регулирующий орган принимает во внимание:
а) цены (тарифы) на продукцию (услуги), потребляемую операторами связи, тарифы на услуги которых регулируются государством, а также налоги и иные обязательные платежи, подлежащие уплате операторами связи в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) размер прибыли, необходимой для обеспечения указанных операторов связи средствами на развитие производства, выплату дивидендов и другие обоснованные расходы;
в) планы капитальных вложений указанных операторов связи и источники их финансирования в целях учета в структуре тарифов на услуги связи затрат на привлечение средств этих источников;
г) динамику затрат и прибыли, а также показатели инфляции за истекший период и прогноз инфляции на предстоящий период.
7. Элементы перекрестного субсидирования сохраняются только в отношении регулируемых услуг почтовой связи, сельской телефонной связи для населения и телеграфной связи.
8. Тарифы на услуги связи, кроме услуг, указанных в пункте 7 настоящих Основных положений, должны полностью возмещать экономически обоснованные затраты и включать нормативную прибыль.
9. Тарифы на услуги местной телефонной связи дифференцируются по двум категориям потребителей - население и организации.
10. Тарифы на услуги местной (при повременной системе оплаты) и междугородной телефонной связи могут по решению регулирующего органа дифференцироваться по часам суток, дням недели и способам обслуживания.*10)
11. Операторы связи на основании методических рекомендаций по расчету экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли на услуги связи определяют и представляют в регулирующий орган расчеты уровня тарифов по каждой регулируемой услуге, обеспечивающих полное возмещение экономически обоснованных затрат на оказание услуг связи и включающих нормативную прибыль, исходя из принципа раздельного учета доходов и расходов по видам услуг связи.
12. Операторы связи имеют право обратиться в регулирующий орган с предложением о пересмотре тарифов на услуги связи при наличии одного из следующих условий:
а) введение в действие нормативных правовых актов Российской Федерации или субъектов Российской Федерации, которые влекут за собой изменение размера затрат, относимых на себестоимость услуг связи, обязательных отчислений и платежей в соответствующие бюджеты;