| | |
Наименование Программы
| -
| федеральная целевая программа "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)"
|
Основание для разработки Программы
| -
| поручение Президента Российской Федерации от 29 декабря 2000 года N Пр-2582, поручение Правительства Российской Федерации от 6 января 2001 года N МК-П8-00267
|
Государственный заказчик | -
| Федеральное агентство по образованию |
(позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2004 года N 459 - см. предыдущую редакцию)
|
Основные разработчики Программы
| -
| Министерство образования Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по связи и информатизации, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации
|
Цели Программы
| -
| создание и развитие в Российской Федерации единой образовательной информационной среды, обеспечивающей: единство образовательного пространства на всей территории страны; повышение качества образования во всех регионах России; сохранение, развитие и эффективное использование научно-педагогического потенциала страны; создание условий для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий; создание условий для предоставления российских образовательных услуг русскоязычному населению за рубежом
|
Задачи Программы
| -
| формирование информационно- технологической инфрастуктуры системы образования, включая: создание федеральной системы информационного и научно-методического обеспечения развития образования; предоставление образовательным учреждениям средств вычислительной техники, средств доступа к глобальным информационным ресурсам, общесистемных и прикладных программных средств, те хнического обслуживания; применение новых информационных и телекоммуникационных технологий в учебном процессе, включая: создание и использование в учебном процессе современных электронных учебных материалов наряду с традиционными учебными материалами; разработку электронных средств информационно-технологической поддержки и развития учебного процесса; подготовку педагогических, административных и инженерно-технических кадров образовательных учреждений, способных эффективно использовать в учебном процессе новейшие информационные технологии
|
Сроки и этапы реализации Программы
| -
| 2001-2005 годы. Первый этап - 2001 год (поставка аппаратно-программного обеспечения в сельские школы, отбор прикладного программного обеспечения для использования в сельских школах в переходный период, организация подготовки учителей сельских школ к работе с информационными технологиями в образовании). Второй этап - 2002-2003 годы (разработка стратегии и методологии реализации Программы, организация федеральной системы информационного и научно-методического обеспечения развития образования, обеспечение учебных заведений средствами информатизации и доступа к информационно-образовательным ресурсам, разработка современных электронных учебных материалов и их экспериментальное опробирование, разработка программ, учебных планов и материалов, проведение курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических, административных и инженерно-технических кадров). Третий этап - 2004-2005 годы (завершение поставок средств информатизации в учебные заведения, организация системы технического обслуживания, разработка и тиражирование электронных учебных материалов, повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических, административных и инженерно-технических кадров, создание системы открытого образования на основе дистанционных технологий обучения)
|
Основные направления Программы
| -
| 1) развитие информационных технологий сферы образования: создание основ единой системы информационного и научно-методического обеспечения образования; формирование перечня электронных учебных материалов и информационно-технологических средств, необходимых для обеспечения учебного процесса различных уровней образования; разработка и тиражирование электронных средств поддержки и развития учебного процесса; организация электронных библиотек учебных материалов и обеспечение доступа к ним; организация системы открытого образования, включая интерактивные дистанционные технологии обучения учащихся учебных заведений различного уровня; формирование концепции информационной безопасности, организация и обеспечение соответствующих образовательных курсов; организация сети ресурсных центров; разработка нормативных документов по стандартизации в области образования, открытого образования, включая дистанционные технологии обучения, информационные технологии, информационную поддержку образования, телекоммуникационные сети, открытые системы, системы передачи, хранения и обработки данных; 2) повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических, административных и инженерно-технических кадров: формирование программ и разработка методического обеспечения повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических, административных и инженерно-технических кадров в области новых информационных технологий; повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических, административных и инженерно-технических кадров; 3) оснащение образовательных учреждений средствами информатизации: организация конкурсов на лучший проект оснащения общеобразовательных учреждений средствами информатизации; оснащение образовательных учреждений средствами вычислительной техники, средствами телекоммуникаций; оснащение образовательных учреждений лицензионными и сертифицированными программными продуктами, предоставление услуг по их сопровождению; оснащение образовательных учреждений специализированной мебелью для учебных кабинетов и компьютерных классов; 4) организация системы технического обслуживания: разработка нормативно-технического и методического обеспечения, организационных форм и принципов управления техническим обслуживанием на отраслевом, региональном и местном уровнях; создание материально-технической базы и подготовка кадров для центров технического обслуживания
|
Объемы и источники финансирования Программы
| -
| всего на 2002-2005 годы - 56000 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 16000 млн. рублей, средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 22400 млн. рублей, внебюджетных средств - 17600 млн. рублей; на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 225 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 150 млн. рублей, средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 45 млн. рублей, внебюджетных средств - 30 млн. рублей; на инвестиции - 1450 млн. рублей, в том числе за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 1100 млн. рублей, внебюджетных средств - 350 млн. рублей; на прочие нужды - 54325 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 15850 млн. рублей, средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 21255 млн. рублей, внебюджетных средств - 17220 млн. рублей. В 2001 году финансирование Программы осуществляется за счет выделяемых на реализацию Федеральной программы развития образования средств в размере 1104 млн. рублей, средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 1000 млн. рублей, внебюджетных средств - 120 млн. рублей
|
Ожидаемые результаты реализации Программы
| -
| 1) создание основ единой образовательной информационной среды, обеспечивающей: доступ учащихся и преподавателей 50 процентов общеобразовательных и 70 процентов учебных заведений профессионального образования к высококачественным локальным и сетевым образовательным информационным ресурсам, в том числе к системе современных электронных учебных материалов по основным предметам общеобразовательной школы; возможность проведения тестирования и оценки качества образования с использованием специализированного программного обеспечения на всей территории Российской Федерации; методическую поддержку и возможность непрерывного повышения квалификации преподавателей образовательных учреждений всех уровней; подключение вузов к глобальным информационным ресурсам по высокоскоростным каналам; переход к системе открытого образования на основе интерактивных дистанционных технологий обучения; создание для граждан России с ограниченными возможностями условий, обеспечивающих получение полноценного образования, необходимой специальной (коррекционной) помощи, а также социальную адаптацию и реабилитацию с помощью образовательных средств; поэтапный переход к новой организации российского образования на основе информационных технологий; 2) доведение числа компьютеров в общеобразовательных учреждениях до соотношения - 1 компьютер на 80 учащихся; 3) достижение отвечающего современным требованиям уровня подготовки российских преподавателей в области информационных технологий; 4) повышение качества обучения в образовательных учреждениях, находящихся в удалении от методических центров (сельские школы, школы в закрытых военных городках и др.), путем организации доступа таких учреждений к существующим образовательным ресурсам, рационального использования педагогических кадров высшей квалификации, подготовки специалистов в области новых информационных технологий для этих учреждений; 5) создание сети ресурсных центров, обеспечивающих информационную и научно-методическую поддержку учебного процесса, обслуживание аппаратно-программных средств, оказание консультационных услуг; 6) развитие фундаментальных и прикладных исследований для реализации задачи, формулой которой является "образование через всю жизнь"
|
Система организации контроля за исполнением Программы | -
| определяется Федеральным агентством по образованию, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации |
(позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2004 года N 459 - см. предыдущую редакцию) |