Недействующий

О федеральной целевой программе "Юг России" (с изменениями на 10 октября 2007 года) (фактически утратило силу в связи с истечением срока действия)

Развитие системы транспортировки углеводородов

Развитие трубопроводного транспорта в регионе обусловлено значительными объемами транспортировки нефти на внутренний рынок, транзита и экспорта сырой нефти и нефтепродуктов. Общий объем перекачки нефти и нефтепродуктов в настоящее время превышает 40 млн.тонн в год. Совокупная протяженность магистральных нефте и продуктопроводов составляет около 4,4 тыс.километров.

Сеть магистральных газопроводов находится в эксплуатации более 30 лет (нормативный срок эксплуатации 33 года). Поэтому важное значение приобретает строительство магистрального газопровода Изобильное - Черное море - Анкара (проект "Голубой поток").

Через территорию России осуществляется транзит нефти и газа из стран Прикаспийского региона и Центральной Азии, поэтому дальнейшее его развитие может гарантировать значительную прибыль при относительно небольших капиталовложениях.

Средиземноморский рынок Европы является крупным потребителем нефти (собственное производство обеспечивает всего 10 процентов потребности, планируемый в 2010 году объем импорта составит 224 млн.тонн). Транспортировка нефти из портов Черного моря к европейским рынкам возможна по нескольким маршрутам: с выходом в средиземноморские порты или непосредственно в Центральную Европу.

Для обеспечения транспортировки туркменской и казахской нефти в объеме 9 млн.тонн в год по маршруту Махачкала - Тихорецк Новороссийск в дополнение к азербайджанской нефти необходимо строительство двух параллельных участков нефтепровода протяженностью 18 километров каждый от г.Махачкалы до точки врезки в нефтепровод Баку - Тихорецк и нефтеперекачивающей станции в районе г.Махачкалы. Предполагается, что туркменская нефть из г.Туркменбаши (г.Красноводск) и казахская нефть из г.Актау будет поставляться в г.Махачкалу в танкерах.

Дагестанский маршрут обеспечивает подключение к этой системе Казахстана и Туркмении в противовес маршруту Баку - Джейхан.

В России уже началась реализация проекта по транспортировке нефти из Казахстана до г.Новороссийска, которая пройдет, в частности, по территории Краснодарского края и Республики Калмыкия. Прокачку азербайджанской нефти предусматривается частично осуществлять по нефтепроводу Баку - Новороссийск.

Основными направлениями в развитии нефтепроводов являются как увеличение их пропускной способности (нефтепровод Тихорецк Новороссийск), так и введение в действие новых нефтепроводов Суходольная - Родионовская и Каспийского трубопроводного консорциума. Реализация проекта Каспийского трубопроводного консорциума имеет стратегическое значение для укрепления позиций России.