МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по контролю таможенной стоимости товаров,
перемещаемых взаимозависимыми лицами
1. В отношении таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации
1.1. Согласно подпункту "г" пункта 2 статьи 19 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" (далее - Закон) метод определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами (далее - метод 1) при наличии взаимозависимости между участниками сделки может быть применен только в том случае, если их взаимозависимость не повлияла на цену сделки, что должно быть доказано декларантом. Исходя из установленного статьей 18 Закона порядка определения таможенной стоимости путем последовательного применения шести методов таможенной оценки, доказательство должно проводиться следующим образом.
Для определения таможенной стоимости товаров по цене сделки с ввозимыми товарами декларант должен доказать, что стоимость товаров при сделке между взаимозависимыми покупателем и продавцом близко совпадает с одной из указанных ниже проверочных величин. В качестве проверочных величин используются следующие стоимости товаров, ввезенных одновременно, но не ранее и не позднее 90 дней с даты ввоза оцениваемых товаров:
1) цены сделок при продаже на экспорт в Российскую Федерацию покупателю идентичных или однородных товаров, не являющемуся взаимозависимым с продавцом лицом;
2) таможенная стоимость идентичных или однородных товаров, определяемая в соответствии со статьей 22 Закона;
3) таможенная стоимость идентичных или однородных товаров, определяемая в соответствии со статьей 23 Закона.
1.2. Проверочные величины, указанные в подпункте 1.1 настоящих Методических рекомендаций, должны использоваться исключительно в целях сравнения и не могут быть установлены в качестве цены сделки. Это значит, что по результатам сравнения:
- или признается, что взаимозависимость продавца и покупателя не повлияла на цену сделки, и эта цена принимается в качестве основы для определения таможенной стоимости товаров;
- или признается, что таможенная стоимость не может быть определена по методу 1 и таможенная оценка должна производиться путем последовательного применения одного из методов, установленных статьями 20-24 Закона.
1.3. При сравнении заявленной декларантом стоимости с проверочными величинами учитываются различия в коммерческих условиях продажи и количестве товаров, а также в компонентах, указанных в пункте 1 статьи 19 Закона. Кроме этого, учитываются различия в расходах и затратах, которые обычно несет продавец при продажах, в которых продавец и покупатель не являются взаимозависимыми лицами, по сравнению с расходами и затратами, которые не несет продавец при продажах, если продавец и покупатель являются взаимозависимыми лицами.
Например, если цена рассматриваемой сделки установлена таким способом, который согласуется с нормальной ценовой практикой рассматриваемой отрасли или с тем, как устанавливается цена при продажах независимым покупателям, то это доказывает, что взаимозависимость не повлияла на цену сделки. Если установленная контрактом (договором) цена обеспечивает покрытие всех расходов, связанных с производством и доставкой товара, а также получение прибыли, которая соответствует обычной прибыли фирмы, полученной за представительный период времени (например, год) при продаже товаров того же класса или вида, то это также является доказательством того, что взаимозависимость не повлияла на цену сделки.
При принятии решения о приемлемости цены сделки необходимо учитывать, что в различных отраслях и для разных товаров допустимые колебания (отклонения) цен могут существенно различаться, в связи с чем не может быть установлено единого допустимого норматива отклонений цен от проверочных величин, указанных в подпункте 1.1 настоящих Методических рекомендаций.
1.4. Для принятия решения о возможности применения метода 1 при сделках между взаимозависимыми лицами сотрудникам таможенных органов необходимо внимательно изучать представленные декларантом документы с целью выявления всех условий формирования цены сделки и условий, повлиявших на ее величину. При этом следует учитывать, что при отсутствии иных установленных Законом ограничений применения метода 1 наличие самого факта взаимозависимости не является достаточным основанием для неприменения данного метода. Иными словами, если у таможенного органа нет оснований предполагать влияние взаимозависимости продавца и покупателя на цену сделки, то не требуется проводить дополнительную проверку и запрашивать у декларанта доказательства отсутствия такого влияния. В первую очередь это касается тех случаев, когда таможенным органом уже было проверено отсутствие влияния взаимозависимости на цену сделки (например, при повторяющихся поставках одних и тех же товаров по контракту/контрактам между данными лицами).
1.5. В случае, если в графе 7 "б" формы ДТС-1 декларантом указано, что взаимозависимость продавца и покупателя не повлияла на цену сделки (отмечено "нет"), но таможенный орган имеет основания полагать обратное (взаимозависимость повлияла на цену сделки), он должен официально сообщить декларанту об этих основаниях. Для этого согласно подпункту 2.8. "Положения о порядке и условиях заявления таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации", утвержденного приказом ГТК России от 05.01.94 N 1*, в декларации таможенной стоимости формы ДТС-1 (специальных графах "Для отметок таможни", либо на оборотной стороне с указанием заголовка "Отметки таможни") должностным лицом таможенного органа дается краткое обоснование причин, вызвавших сомнение в том, что взаимозависимость не повлияла на цену сделки (т.е. сомнение в обоснованности решения, принятого декларантом по графе 7 "б" формы ДТС-1).
_______________
* Зарегистрирован Минюстом России 17.01.94. peг. N 461.
После вынесения таможенным органом такого решения декларант на основании пункта 2 статьи 15 Закона имеет право представить дополнительную информацию, доказывающую, что взаимозависимость не повлияла на цену сделки (если дополнительная информация не может быть представлена на этапе таможенного оформления, то на основании пункта 3 статьи 15 Закона товар по просьбе декларанта может быть представлен ему в пользование под обеспечение уплаты таможенных платежей в соответствии с временной (условной) оценкой).
1.6. Дополнительная информация представляется декларантом с учетом положений подпунктов 1.1-1.2. настоящих Методических рекомендаций. При этом для рассмотрения вопроса о наличии или отсутствии влияния взаимозависимости на цену сделки декларантом могут быть представлены, в том числе, следующие документы.
а) Договора купли-продажи, на основании которых товары, идентичные или однородные оцениваемым, были проданы для ввоза в Российскую Федерацию покупателю, не являющемуся взаимозависимым с продавцом лицом. К этим договорам должны быть приложены соответствующие им грузовые таможенные декларации и декларации таможенной стоимости, согласно которым таможенная стоимость идентичных или однородных товаров была принята таможенным органом по методу по цене сделки с ввозимыми товарами.
б) Бухгалтерская и банковская документация покупателя в отношении реализации оцениваемых, идентичных или однородных товаров на территории Российской Федерации.
в) Сведения об участии продавца в распределении прибыли от деятельности покупателя (в тех случаях, когда продавец является владельцем вклада (пая) или обладателем акций в уставном капитале покупателя).
г) Сведения о финансовых взаимоотношениях продавца и покупателя, кроме расчетов по договору купли-продажи, на основании которого производится перемещение оцениваемых товаров. Представление таких сведений может быть необходимо для проверки возможности получения продавцом прямого или косвенного дохода от деятельности покупателя. Возможность получения такого дохода и может оказать влияние на цену сделки при взаимозависимости продавца и покупателя.
д) Бухгалтерская и банковская документация производителя товаров, если она может быть проверена российскими таможенными органами.
е) Сведения из нейтральных источников информации в отношении стоимости в стране экспорта товаров, идентичных или однородных оцениваемым.
Представление одновременно всех вышеуказанных документов и сведений в каждом случае необязательно. Подбор документов осуществляется исходя из имеющейся у декларанта (покупателя) возможности их получения, а также исходя из выбора одной из проверочных величин, указанных в подпункте 1.1 настоящих Методических рекомендаций.
1.7. Если в дополнительно представленных декларантом документах (в т.ч. в документах, представленных в течение срока временной (условной) оценки) отсутствует необходимая информация, подтверждающая, что взаимозависимость не повлияла на цену сделки, то декларанту предлагается определить таможенную стоимость путем последовательного применения одного из методов, установленных статьями 20-24 Закона.
1.8. При отказе декларанта определить таможенную стоимость путем последовательного применения одного из методов, установленных статьями 20-24 Закона, таможенный орган действует в соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона: самостоятельно определяет таможенную стоимость декларируемого товара, последовательно применяя установленные Законом методы определения таможенной стоимости, и проводит корректировку. В этом случае обязательным является письменное оформление таможенной оценки, произведенной таможенным органом (заполнение формы КТС с расчетом таможенной стоимости на оборотной стороне ее основного листа), в т.ч. и после предоставления товаров декларанту в пользование в соответствии с временной (условной) оценкой.