Недействующий

О Федеральной целевой программе "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2008 года" (с изменениями на 20 сентября 2008 года) (фактически утратило силу в связи с истечением срока действия)


I. Содержание проблемы

               

Коренные малочисленные народы Севера на протяжении многих веков осваивали полярные и приполярные территории, адаптировались к экстремальным природным условиям, развивали свою самобытную культуру. Обеспечение их социально-экономического развития является национальным приоритетом России.

Коренные малочисленные народы Севера проживают на территориях своих предков, сохраняют самобытный уклад жизни. В Российской Федерации в настоящее время проживает 30 коренных малочисленных народов Севера общей численностью более 200 тыс.человек, что составляет менее 2 процентов населения Севера России.

В советский период были созданы экономическая основа и система сбыта продукции традиционных отраслей хозяйствования, появилась письменность у 26 коренных малочисленных народов Севера, развивалась сфера образования и культуры, произошли значительные изменения, связанные с переходом кочевого населения на оседлый образ жизни, коренной ломкой хозяйственного и бытового уклада, изменением системы традиционного воспитания детей, преобразованием индивидуальных хозяйств в совхозы и переселением коренных малочисленных народов Севера в более крупные населенные пункты.

Негативные процессы в социально-экономическом развитии этих народов усилились в период перехода страны к рыночным отношениям и привели к глубокому кризису оленеводства и других видов традиционной деятельности и промыслов, к кризису в системе медицинского, культурного, товарного, бытового и транспортного обеспечения мест традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, катастрофическому снижению уровня жизни, сокращению ее средней продолжительности до 45-50 лет, росту безработицы (более 50 процентов), снижению реальных доходов национальных домохозяйств в несколько раз.

Для перелома негативных тенденций в социально-экономическом развитии коренных малочисленных народов Севера признано целесообразным использовать программно-целевой метод решения проблем. Была принята государственная программа развития экономики и культуры этих народов в 1991-1995 годах. В ходе ее реализации были введены в эксплуатацию 419,2 тыс.кв. метров жилья, больницы на 407 мест, школы на 3 тыс.мест, созданы 52 оленеводческих хозяйства и другие объекты.

Продолжением этой государственной программы стали "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2000 года" и действующая в настоящее время федеральная целевая программа "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года", реализация которой в 2002-2006 годах из-за дефицита средств бюджетов субъектов Российской Федерации осуществлена не в полной мере.

Большинство участвующих в указанных программах субъектов Российской Федерации не смогли разработать механизм замещения выбывающих источников финансирования инвестиционных проектов за счет привлечения средств внебюджетных источников.

Проблема социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера имеет комплексный, многофакторный характер. При отсутствии координирующего органа и без проработки единого механизма реализации существует опасность утраты контроля за осуществлением комплексного решения проблемы.

Распределение ключевых мер, направленных на изменение сложившейся неблагоприятной ситуации в области социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера, по многим федеральным министерствам и агентствам может привести (при отсутствии единого взаимоувязывающего органа) к утрате оперативности и неспособности адекватно и активно реагировать на вопросы, которые возникают в связи с радикальной трансформацией всего уклада жизни, традиционного хозяйства и культуры коренных малочисленных народов Севера. С целью позитивного воздействия софинансируемых за счет средств федерального бюджета мероприятий, а также для скорейшего достижения положительных результатов возникла необходимость использовать программно-целевой метод решения проблемы.

Основным способом решения проблемы социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера остается централизованный способ, осуществляемый в рамках единого сильного координирующего органа и единого плана мероприятий.

За период реализации действующей программы осуществлены следующие мероприятия:

в Иркутской области - открыт сувенирный цех для Союза общин Елизовского района, оборудована техническими средствами по раскрою и пошиву шкур мастерская школы ремесел в с.Анавгай (Быстринский район), завершено строительство школы на 132 учебных места в с.Верхняя Гутара (Нижнеудинский район), строится оленеводческая база на 1000 голов в пос.Алыгджер (Нижнеудинский район);

в Кемеровской области - закуплено оборудование для деревообрабатывающего цеха в г.Таштаголе, введен в эксплуатацию такой важный энергетический объект как ЛЭП-35 протяженностью 37 км от пос. Шерегеш до пос.Усть-Кабырза (Таштагольский район), установлены трансформаторная подстанция мощностью 500 кВт в пос.Усть-Кабырза и 3 локальные энергоустановки в поселках Элебеза, Шотайга, Чизнбур, установлена промышленная связь производственного назначения, работающая в автономном режиме на дальние расстояния, в том числе в горной местности, закуплено 14 радиотелефонов для 13 отдаленных поселков Таштагольского района, где невозможна организация проводной связи из-за горно-таежной местности;

в Мурманской области - завершается строительство пункта забоя оленей в с.Краснощелье (Ловозерский район);

в Ненецком автономном округе - завершено строительство оленеубойного пункта в пос.Красное, также продолжается строительство хлебопекарни малой мощности в пос.Хорей-Вер;

в Республике Алтай - организован цех по переработке молока в с.Турочак, для базовой фактории "Республика Алтай" в г.Горно-Алтайске приобретено производственное и лабораторное оборудование для колбасного цеха и мини-пекарни, в Турачакском районе создана опорная фактория;

в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе - построен жилой дом в пос.Носок (Усть-Енисейский район), продолжается строительство окружного краеведческого музея в г.Дудинке;

в Республике Саха (Якутия) - завершено строительство оленеводческих баз в местности с. Хатыстыр (Алданский район) и в местности с.Тяня (Олекминский улус), введена в строй оленеводческая база в с.Тополиное (Томпонский улус), строится школа в с.Тяня (Олекминский улус), построен Дом народов Севера в г.Якутске, а также оленеводческая база в Момском районе;

в Сахалинской области - во всех районах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера при школьных учреждениях действуют лагеря дневного пребывания, в 4 районах - этнолагеря;

в Уватском районе Тюменской области - приобретено 7 снегоходов "Буран", закуплено 3 электростанции для стойбищ, в которых проживают коренные малочисленные народы Севера;

в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре - приобретен передвижной приемный пункт, который позволяет обеспечить доставку сырья (дикоросов, рыбы), собранного и добытого в отдаленных населенных пунктах автономного округа, и сохранить качество собранной продукции, завершено строительство цехов по переработке ягод и грибов в с.Междуречье;

в Читинской области - установлены 3 дизельных электростанции, что обеспечило гарантированное и бесперебойное электроснабжение сел Моклакан, Гуля и Средняя Олекма (Тунгиро-Олекминский район);

в Республике Хакасия - завершено строительство средней школы на 600 мест в с.Балыкса (Аскизский район);

в Республике Тыва - построен деревообрабатывающий цех, реконструирована дизельная электростанция на 200 кВт в с.Сыстыг-Хем, строятся мини-цеха по переработке ягод, грибов и орехов, забою скота и переработке мяса в с.Кунгуртуг (Тере-Хольский кожуун), а также малокомплектная школа со спортзалом;

в Приморском крае - построено 6 одноквартирных жилых домов в с.Красный Яр (Пожарский район);

в Корякском автономном округе - построена линия электропередачи протяженностью 24,21 км, осуществлена реконструкция рыбоперерабатывающей базы в с.Тымлат;

в Камчатской области - завершено строительство цехов по переработке мяса с убойным пунктом в пос. Красное;

в Ямало-Ненецком автономном округе - введена в эксплуатацию дизельная электростанция в пос.Зеленый Яр, завершено обустройство фактории "Новая Часелька" (Красноселькупский район), построен склад для фактории "Усть-Юрибей";