Действующий

О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы) (с изменениями на 6 июня 2002 года)

3.4. Внешнеэкономическая политика

Внешнеэкономическая политика России в предстоящий период будет направлена на обеспечение:

наилучших условий доступа российских товаров, услуг и рабочей силы на мировые рынки;

эффективного уровня защиты внутреннего рынка товаров, услуг и рабочей силы;

доступа к международным ресурсам, имеющим стратегическое значение для экономического развития (таким, как капиталы и технологии, товары и услуги, производство которых в Российской Федерации отсутствует или ограничено);

благоприятного платежного баланса страны;

повышения эффективности государственной поддержки экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью;

соблюдения принципа взаимности - благоприятного баланса взаимных уступок и обязательств.

Отличительной и наиболее существенной чертой предстоящего периода в области внешнеэкономической деятельности явится проведение комплекса мероприятий, позволяющих достичь значительного прогресса в институциональной интеграции России в систему мирохозяйственных связей. Страна может стать полноправным членом ВТО, приняв на себя комплекс обязательств в области импортных тарифов, доступа на рынок услуг и уровня субсидирования сельского хозяйства.

Присоединение к ВТО станет важным фактором улучшения торгово-политических условий международного экономического сотрудничества для России. Во-первых, страна получит выход в унифицированное международное правовое пространство, базирующееся более чем на 50 соглашениях и других документах ВТО, направленных на обеспечение всем экспортерам и импортерам стабильных и предсказуемых условий деятельности. Тем самым страна получит защиту от торговой дискриминации, а также свободу транзита для своих товаров. Во-вторых, одновременно с правом на защиту от несправедливой конкуренции на мировом рынке Россия в качестве члена ВТО получит возможность реализовать это право посредством использования специального механизма ВТО по урегулированию торговых споров. В-третьих, став членом ВТО, Россия сможет в дальнейшем непосредственно участвовать в формировании правил международной торговли, руководствуясь национальными интересами.

В ближайшей перспективе необходимо достичь решающего прогресса на переговорах с целью выхода на принципиальные договоренности с основными торговыми партнерами России по будущим обязательствам в области тарифов, услуг и сельского хозяйства и перехода к постатейному утверждению разделов Доклада Рабочей группы по присоединению России к ВТО и Протокола о присоединении (основных документов, оформляющих присоединение к ВТО).

Конечные сроки присоединения будут зависеть от характера требований, предъявляемых к России во время переговоров, и возможности их учета с точки зрения обеспечения необходимого уровня защиты отечественных операторов.

В интересах России завершить процесс присоединения в сроки, позволяющие принять полномасштабное участие в новом раунде торговых переговоров в ВТО, начало которых, по некоторым оценкам, возможно в 2002 году. Вместе с тем присоединение к ВТО и выполнение обязательств, с этим связанных, могут создать и определенные сложности, вызывающие необходимость укрепления мер защиты внутреннего рынка.

С учетом возрастающей открытости национального хозяйства усилится роль единой торговой политики в развитии российской экономики, укреплении ее конкурентоспособности и обеспечении эффективной защиты внутреннего рынка от недобросовестной иностранной конкуренции.

Выгоды от присоединения России к ВТО будут возрастать по мере увеличения в экспорте страны удельного веса товаров и услуг с высокой долей добавленной стоимости. Поэтому в ближайшей перспективе особую значимость приобретут вопросы реализации эффективной государственной политики содействия экспорту, направленной на его рост, диверсификацию и улучшение товарной структуры.

В 2002-2004 годах в целях содействия экспорту необходимо реализовать следующие мероприятия:

усилить межведомственную координацию в сфере содействия экспорту и сосредоточить основные функции в этой области в специально уполномоченном федеральном органе исполнительной власти;

обеспечить эффективное функционирование системы государственного страхования ;

обеспечить поддержку участия российских организаций в сооружении промышленных объектов за рубежом и расширения поставок комплектного оборудования, в том числе на основе межправительственных соглашений с предоставлением кредитов;

активизировать работу по привлечению российских предприятий к участию в международной выставочно-ярмарочной деятельности;

улучшить транспортное обслуживание внешней торговли, особенно экспортных операций, путем установления благоприятных тарифов по регулируемым государством транспортным перевозкам, расширения строительства экспортных транспортных магистралей, портов и портовых сооружений и т. п.;

осуществлять меры государственной поддержки отечественных перевозчиков с целью увеличения их доли при транспортировке внешнеторговых грузов;

обеспечить запуск системы внешнеторговой информации, объединяющей информационные массивы уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, их региональных представительств, а также зарубежных торговых представительств России, обеспечивая доступ к ней в режиме реального времени заинтересованных участников внешнеэкономической деятельности;

обеспечить более широкое привлечение к работе межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству представителей регионов, отраслевых союзов и ассоциаций производителей и экспортеров, банков, предприятий и коммерческих структур, активно сотрудничающих со страной-партнером;

активно содействовать продвижению российских товаров, услуг и капитала за рубежом, поддерживать участие российского бизнеса в перспективных международных проектах.

Важнейшим направлением деятельности государства в области стимулирования экспорта является создание более благоприятных условий для доступа российских товаров на внешние рынки.

В этой связи необходимо:

добиваться признания за Россией статуса страны с рыночной экономикой;

активизировать работу по отмене дискриминационных ограничений, сохраняющихся и вводимых в отдельных зарубежных странах в отношении российского экспорта, в том числе на основе принципа взаимности.

Для этих целей следует также эффективнее использовать возможности членства России в международных экономических организациях.