Действующий

О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы) (с изменениями на 6 июня 2002 года)

3.2.10. Структурные изменения в жилищно-коммунальном
хозяйстве

Основная цель жилищной политики в среднесрочной перспективе до 2004 года - существенно расширить масштабы и повысить эффективность институтов жилищного рынка при усилении адресности социальной защиты населения и совершенствовании механизмов регулирования жилищной сферы со стороны государства.

В этот период должны найти свое решение следующие приоритетные задачи:

обеспечение стабильного и достаточного уровня финансирования жилищно-коммунального хозяйства;

создание условий для привлечения инвестиций в жилищное строительство, модернизацию и реконструкцию жилищно-коммунальной сферы;

повышение доступности жилья для населения с использованием рыночных механизмов.

В рамках развития и совершенствования законодательной и нормативной базы, направленной на усиление защиты жилищных прав граждан, предполагается:

создание института "жилищного фонда социального использования", определение содержания договора социального найма. Должны быть четко установлены категории населения, имеющие право на получение жилья по договору социального найма. Необходимо, чтобы это право распространялось в основном на малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий;

разработка модельных договоров социального найма и найма государственного и муниципального жилищного фонда, правил и процедур учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий;

создание правовых условий для предоставления муниципального жилья на условиях найма для категорий очередников, не соответствующих критериям предоставления жилья по договору социального найма;

окончание бесплатной приватизации жилья и передача органам местного самоуправления прав по установлению условий приватизации, что позволит им определить оптимальные объем и структуру муниципального жилищного фонда, а также долгосрочную политику его развития.

В рамках проведения преобразований в сфере жилищно-коммунального хозяйства предполагается реализация следующих программных мероприятий:

отказ от бюджетного дотирования предприятий жилищно-коммунального хозяйства, создание системы социальных счетов граждан, на которые будут перечисляться все виды помощи государства в оплате жилищно-коммунальных услуг (дотации, субсидии);

пересмотр и упорядочение действующей системы категориальных льгот, замена большинства льгот различным категориям граждан адресными формами государственной поддержки;

полное покрытие экономически обоснованных издержек предприятий жилищно-коммунального хозяйства, разработка и реализация мер, стимулирующих их снижение;

ликвидация системы перекрестного субсидирования тарифов на коммунальные услуги;

переход к обязательному конкурсному отбору подрядных организаций для выполнения работ по обслуживанию и ремонту, а также управлению муниципальным жилищным фондом;

разграничение компетенции по регулированию тарифов на коммунальные услуги между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, создание муниципальных органов по регулированию тарифов коммунальных предприятий - естественных локальных монополий, внедрение методик регулирования деятельности коммунальных предприятий - естественных локальных монополистов, направленных на формирование эффективных экономических стимулов энергоресурсосбережения;

переход к системе договоров между органами местного самоуправления и коммунальными предприятиями, обеспечивающих устойчивое развитие коммунальной инфраструктуры и предоставление потребителям услуг в необходимых объемах, отвечающих стандартам качества;

разработка механизмов привлечения заемных ресурсов на развитие коммунальной инфраструктуры;

создание правовой базы для использования концессионных механизмов в жилищно-коммунальном хозяйстве;

поддержка создания товариществ собственников жилья, в том числе установление предельных сроков передачи земельных участков в собственность домовладельцев в кондоминиумах.

В рамках реализации преобразований в сфере обеспечения условий для привлечения инвестиций в жилищное строительство и повышения их эффективности предполагается реализация следующих программных мероприятий:

совершенствование механизмов кредитования массового и индивидуального жилищного строительства, обеспечение застройщику долгосрочных прав на земельный участок (собственности или аренды), которые могут быть использованы в качестве залога для получения кредита на строительство до начала инвестиционного процесса;

адаптация действующих федеральных градостроительных нормативов и строительных норм и правил к требованиям обеспечения развития прогрессивных форм и технологий жилищного строительства с учетом необходимости упрощения административных процедур получения разрешения на строительство;

установление базовых принципов территориального зонирования земель поселений с целью регулирования на местном уровне землепользования и застройки;

проведение через "одно окно" процедуры, связанной с экспертизой проектной документации на соответствие заранее установленным и известным проектировщику требованиям;

завершение перехода к обязательной конкурсной системе отбора поставщиков стройматериалов и строительных организаций для жилищного строительства, финансируемого с привлечением бюджетных средств любого уровня.

В рамках создания финансовых механизмов приобретения жилья и развития рынка жилья предполагается реализация следующих программных мероприятий:

разработка единого механизма предоставления субсидий на приобретение жилья установленным законодательством категориям граждан за счет средств федерального бюджета;