Действующий

О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы) (с изменениями на 6 июня 2002 года)

3.2.7.3. Транспорт нефти и нефтепродуктов

С целью обеспечения стратегических и экономических интересов России необходимо развивать новые и существующие экономически эффективные экспортные направления транспортировки нефти:

первоочередные: Северо-Балтийское (БТС, новое строительство нефтепровода Харьяга - Уса и расширение нефтепровода Уса Ярославль) и Каспийско-Черноморско-Средиземноморское (Тихорецк Новороссийск III, строительство нефтепровода Суходольная Родионовская, Каспийский трубопроводный консорциум (КТК);

долгосрочные: Центрально-Европейское, Азиатско-Тихоокеанский регион (в том числе Сахалин - Китай, нефтепровод Россия - Китай), Восточно-Сибирское (нефтепровод Восточная Сибирь - Приморье Китай), Каспийско-Черноморско-Средиземноморское (транспорт "большой" азербайджанской нефти, расширение КТК, расширение нефтепровода Баку - Новороссийск).

Реализация такой программы потребует увеличения в период до 2020 года. объема инвестиций в эту сферу и приведет к диверсификации и росту мощностей проходящих по территории страны экспортных нефтепроводов (в том числе транзитных) с сегодняшних 130 до как минимум 210 млн. т/год.

Перспективным транспортным коридором может стать Северный морской путь, с которым связано освоение и доставка на рынки (в том числе экспортные рынки Северо-Западной Европы) нефти северных территорий Ямало-Ненецкого автономного округа, Республики Коми, Архангельской области.

Цель корректировки экспортной политики и наращивания экспорта нефтепродуктов напрямую связана с увеличением разветвленности трубопроводов. В долгосрочной перспективе приоритетными экспортными направлениями развития транспортировки нефтепродуктов будут являться: Северо-Западное и Западное - за счет реализации проектов новых нефтепродуктопроводов (на Балтике - бухта Батарейная, порт Приморск, Санкт-Петербургский морской порт, Бронка, Балтийск); Южное - от НПЗ России (Саратовский НПЗ, Волгоградский НПЗ) к портам Черного и Азовского морей (Новороссийск, Туапсе, Кавказ).

Сложившиеся за последние годы высокие потери нефтяного сырья при добыче, транспортировке, хранении и переработке, достигающие 1,6 процента от всего объема добычи и составляющие около 5 млн. т в год, должны быть резко сокращены за счет совершенствования технологий добычи, транспортировки и хранения нефти. С этой целью необходима разработка программы нефтесбережения и системы стимулов по снижению потерь нефти и нефтепродуктов, тем более, что эта проблема имеет также большое экологическое значение.