Действующий

О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы) (с изменениями на 6 июня 2002 года)


3.2.2. Направления развития промышленности и ее отраслей

Основной целью развития промышленности в рамках реализации структурной политики является повышение конкурентоспособности продукции и технического уровня производства, обеспечение выхода инновационной продукции и высоких технологий на внутренний и внешний рынок, замещение импортной продукции и перевод на этой основе инновационно активного промышленного производства в стадию стабильного роста.

Основными механизмами реализации структурной политики в среднесрочный период будут комплекс разрабатываемых федеральных целевых программ, осуществление гибкой таможенной тарифной политики, применение благоприятных таможенных режимов использования импортного технологического оборудования, долгосрочные кредиты Российского банка развития, расширение использования финансовой аренды (лизинга) (абзац в редакции, введенной в действие с 27 июня 2002 года постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2002 года N 388, - см. предыдущую редакцию).

Реализация основной цели развития промышленности будет осуществляться по следующим направлениям:

сохранение и расширение предложения продукции отечественного машиностроения на рынках, где наблюдается повышение платежеспособного спроса;

выход на мировые рынки с конкурентоспособной продукцией современных технологических укладов.

На начальной стадии реализации будут проведены институциональные преобразования, активизирована политика реформирования предприятий, направленная на совершенствование системы управления, повышение ответственности руководителей за последствия принимаемых решений, формирование эффективных собственников, снижение издержек, улучшение финансово-экономических результатов деятельности.

Будут созданы условия для производства конкурентоспособной авиационной техники, обновления парка воздушных судов и продвижения российских самолетов на зарубежные рынки. Приоритетное значение будут иметь организация системы лизинга отечественной авиационной техники с обеспечением государственной поддержки в форме государственных гарантий по привлекаемым кредитам, субсидирования части процентной ставки по кредитам банков, участия государства в капитале лизинговых компаний, финансового оздоровления предприятий, участвующих в лизинговых проектах.

С целью повышения экономической эффективности авиационной промышленности и оптимизации производственных затрат будут приняты меры по ее реструктуризации:

до конца 2002 года - образование системообразующего ядра авиастроения на базе корпоративных структур, объединяющих предприятия по разработке и производству авиационной техники, ориентированных на создание приоритетных типов гражданских и военных воздушных судов, пользующихся спросом на внутреннем и международном рынках;

2003-2005 годы - консолидация созданных структур в крупные многопрофильные авиастроительные корпорации холдингового типа, обеспечивающие реализацию всех этапов жизненного цикла авиационной техники военного и гражданского назначения.

В дальнейшем на базе улучшившегося финансового положения предприятий всех отраслей экономики будет проводиться широкомасштабная модернизация производственного аппарата.

Важнейшей особенностью этого этапа роста является переход к непрерывному инновационному процессу. В инвестиционных расходах все больший удельный вес будут приобретать объемы финансирования НИОКР по отношению к расходам на оборудование и строительство.

Результатом реализации указанных направлений должно стать:

обеспечение устойчивых темпов роста промышленного производства;

позитивные структурные сдвиги, связанные с увеличением доли продукции перерабатывающих отраслей по сравнению с добывающими и доли высокотехнологичной и наукоемкой продукции и услуг в ВВП.