Для российской науки 90-е годы стали периодом кризиса, результатом которого явились невостребованность научных разработок и низкий уровень инновационной активности отечественных предприятий.
Объем основных фондов за 1990-1999 годы в научно-технической сфере снизился более чем в три раза.
Уровень инновационной активности (доля инновационно-активных предприятий в общем их числе в промышленности) в 1999 году составлял 6,2 процента. Доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции в 1999 году составила 3,5 процента, а затрат на инновации - 1,06 процента.
Одной из самых острых проблем науки остается кадровая проблема. Средний возраст исследователей, имеющих ученую степень, приблизился к пенсионному. Ежегодно в науке закрепляется лишь 3,5 тыс. молодых специалистов. В основе снижения качественных параметров научных кадров лежит в первую очередь низкий уровень оплаты труда в науке.
Главной целью государственной политики в сфере науки в среднесрочной перспективе станет сохранение и развитие накопленного научного потенциала путем укрепления кадрового состава, совершенствования механизмов финансирования науки.
Особое внимание необходимо уделить поддержке фундаментальной науки и инновациям в таких областях, как поддержание национальной безопасности, развитие социальной сферы, решение экологических проблем, совершенствование государственного управления.
Реформирование научно-технической сферы охватит сферу управления наукой, институты, организации и учреждения государственного сектора науки. Завершение реструктуризации позволит заложить основы новой институциональной структуры государственного сектора науки, а именно:
объединить государственные организации со схожей тематикой в крупные межотраслевые структуры федерального уровня;
обеспечить более тесную интеграцию научной и образовательной сфер;
передать часть научных организаций в ведение регионов;
акционировать или приватизировать научные организации, не вошедшие в государственный сектор науки.
Реформирование академической науки будет направлено на сохранение основного ядра фундаментальной науки путем сокращения органов управления, количества подведомственных организаций и численности их сотрудников, а также на создание условий для адаптации академического сектора науки к рыночным условиям и привлечения дополнительных источников финансирования. Необходимо принять меры по усилению интеграции академических научных организаций и образовательных учреждений с целью развития исследований в приоритетных направлениях и удовлетворения кадровых потребностей фундаментальной науки и научных комплексов высокотехнологичных отраслей промышленности.
Нуждается в реорганизации система государственных научных центров (ГНЦ) на основе интеграции с академической наукой и высшей школой, с одной стороны, и производством, с другой стороны, с целью создания конкурентоспособной наукоемкой продукции на основе фундаментальных и поисковых исследований мирового уровня.
Ближайшая задача кадровой политики в области науки состоит в сохранении талантливой части научных кадров.
Основные меры по привлечению и закреплению молодежи в науке в современных условиях связаны с созданием привлекательных условий для работы, творческого и социального роста. Это предполагает увеличение заработной платы, дальнейшее развитие программ поддержки научных школ, государственных стипендий.
В ближайшей перспективе следует сфокусировать внимание на поддержке научных разработок в следующих направлениях:
информационные технологии и электроника;
производственные технологии;
новые материалы и химические технологии;
технологии живых систем;
экология и рациональное природопользование.
В целях формирования условий для стабилизации и развития научного комплекса Правительство Российской Федерации направит свои усилия на решение следующих задач:
снижение возрастных и повышение квалификационных характеристик кадрового потенциала;
переоснащение приборного парка науки;
повышение престижности научного труда и увеличение притока в эту сферу талантливой молодежи;
стимулирование внебюджетного конкурсного финансирования науки через научные и венчурные фонды, конкурсные проекты и т. п.;
углубление интеграции науки и образования в системе "школа-вуз-аспирантура-докторантура".