ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 июня 2001 года N 01-06/22185
Об обжаловании решений судов
____________________________________________________________________
Не действует на основании приказов ГТК России
от 20 октября 2003 года N 1168, от 12 ноября 2003 года N 1268
____________________________________________________________________
Анализ практики рассмотрения в судах жалоб физических лиц на постановления о наложении взыскания и иные действия по делам о НТП показывает, что таможенными органами не всегда принимаются достаточные меры по обжалованию решений судов, принятых с нарушениями законов. Судами, в частности, принимаются решения об отмене постановлений по делам о НТП по мотивам неполноты производства либо рассмотрения дела, допущенных процессуальных нарушений, при этом дело о нарушении таможенных правил не направляется на новое рассмотрение, а прекращается. Иногда в решении говорится только об отмене постановления, но не о дальнейшей юридической судьбе дела.
Судами не учитывается предусмотренный статьей 273 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях перечень решений, которые могут приниматься по результатам рассмотрения жалобы (протеста) на постановление по делу об административном правонарушении:
"Статья 273. Решение органа (должностного лица), рассматривающего жалобу или протест.
Орган (должностное лицо) при рассмотрении жалобы или протеста на постановление по делу об административном правонарушении принимает одно из следующих решений:
1) оставляет постановление без изменения, а жалобу или протест без удовлетворения;
2) отменяет постановление и направляет дело на новое рассмотрение;
3) отменяет постановление и прекращает дело;
4) изменяет меру взыскания в пределах, предусмотренных нормативным актом об ответственности за административное правонарушение, с тем, однако, чтобы взыскание не было усилено..."
Данный перечень предусматривает не только решение об отмене постановления и прекращении дела, но и решение об отмене постановления о направлении дела на новое рассмотрение. При этом прекращение дела допустимо лишь по указанным в законе основаниям. Для дел о таможенных правонарушениях такие основания предусмотрены в статье 291 Таможенного кодекса Российской Федерации. Но в судебных решениях зачастую не содержатся ссылки на данную статью либо на соответствующий пункт этой статьи.
Кроме того, судами иногда принимаются решения об отмене постановлений таможенных органов о наложении взыскания в виде конфискации в связи с несоблюдением соответствующей Конституции Российской Федерации процедуры наложения данного вида взыскания. При этом вопрос об обоснованности применения конфискации даже не рассматривается и, когда срок для наложения взыскания в виде штрафа истек, дело прекращается. Однако статьей 273 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях предусмотрено, что "...если будет установлено, что постановление вынесено органом (должностным лицом), неправомочным решать данное дело, то такое постановление отменяется и дело направляется на рассмотрение компетентного органа (должностного лица)...".
Также судами отказывается в принятии к рассмотрению дел о нарушениях таможенных правил для применения конфискации по следующим незаконным основаниям:
- неподведомственность таких дел судам;
- неустановление субъекта таможенного правонарушения;
- отсутствие в материалах дела постановления таможенного органа о наложении взыскания в виде штрафа.
В связи с изложенным таможенным органам необходимо неукоснительно соблюдать порядок направления в суды дел о нарушениях таможенных правил, по которым может быть применена конфискация товаров (транспортных средств), установленный приказом ГТК России от 3 октября 2000 года N 894, а также обжаловать все незаконные решения судов, а в случае отказа в удовлетворении жалоб таможенных органов направлять соответствующие заявления о принесении надзорных протестов уполномоченным на то должностным лицам.
Статс-секретарь-
заместитель председателя Комитета
генерал-лейтенант таможенной службы
Ю.Ф.Азаров
Текст документа сверен по:
рассылка