Недействующий

О мерах по дальнейшему совершенствованию скорой медицинской помощи населению (с изменениями на 26 марта 1999 года) (не действует на территории РФ с 25.06.2020 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2020 N 857) (не действует на территории РФ на основании приказа Минздрава России от 03.12.2020 N 1283)

О мерах по дальнейшему совершенствованию скорой медицинской помощи населению

(в редакции приказа Минздрава России от 26 марта 1999 года N 100)
____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации
с 25 июня 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 13 июня 2020 года N 857
;
приказа Минздрава России от 3 декабря 2020 года N 1283
____________________________________________________________________

За годы XI пятилетки органами и учреждениями здравоохранения осуществлялись мероприятия, направленные на дальнейшее развитие и улучшение работы скорой и неотложной медицинской помощи.

За период с 1981-1986 годы в стране число станций (отделений) скорой и неотложной медицинской помощи увеличилось на 11,6%, что сделало более доступным этот вид помощи для населения страны. Так, за указанный период число лиц, которым оказана экстренная медицинская помощь в городах увеличилось на 6,3%, а в сельской местности - на 21,7%.

В целом по стране в 1986 году станциями (отделениями) скорой и неотложной медицинской помощи выполнено 87,2 млн. (1981 год - 81,0 млн.) вызовов.

За период с 1981-1986 годы число больниц скорой и неотложной медицинской помощи увеличилось до 104 (1981 год - 87), а количество коек в них с 53,8 тыс. до 67,1 тыс.

Принимались меры по улучшению подготовки и повышению квалификации медицинских кадров для нужд скорой и неотложной медицинской помощи. С 1982 года в медицинских институтах введена интернатура по скорой и неотложной медицинской помощи, в институтах усовершенствования врачей организованы циклы для повышения квалификации врачей станций (отделений) скорой и неотложной медицинской помощи, созданы научно-практические общества врачей скорой и неотложной медицинской помощи в г.Москве, Московской области, Кишиневе.

Вместе с тем, в организации и оказании скорой и неотложной медицинской помощи населению имеются серьезные недостатки и нерешенные вопросы, которые отрицательно сказываются на своевременности и качестве оказания экстренной медицинской помощи.

Из года в год увеличивается число вызовов на станции (отделения) скорой и неотложной медицинской помощи по обслуживанию хронических больных. Об этом свидетельствует рост обращаемости за скорой медицинской помощью на 1000 населения, который составил в 1986 году 314,8 (1981 год - 304,6).

К необоснованному увеличению нагрузки на станции (отделения) скорой и неотложной медицинской помощи привели недостатки в работе амбулаторно-поликлинической службы.

Большинство поликлиник прекращает прием вызовов врача на дом за 4-6 часов до завершения своей работы (Томская, Гомельская области, г.Минск - детские поликлиники). Больные с хроническими заболеваниями годами не наблюдаются поликлиниками, не получают противорецидивного лечения, что приводит к обострению заболеваний и возникновению осложнений, требующих экстренной помощи. Активные вызовы станций скорой и неотложной медицинской помощи в поликлиники не передаются или передаются в ограниченном количестве.

Произошла грубая деформация работы скорой помощи. Бригады выполняют несвойственные им функции: снятие ЭКГ, инъекции, в том числе онкологическим больным, по назначению врачей поликлиник, посещения больных с острыми простудными заболеваниями, обострением хронических заболеваний. В то же время нагрузка участковых врачей по оказанию помощи больным на дому остается в целом по стране на треть ниже расчетной.

Органы здравоохранения и главные внештатные специалисты практически не осуществляют контроль за деятельностью учреждений скорой и неотложной медицинской помощи, анализ деятельности этой службы проводится формально, радикальные меры по улучшению организации и качества оказания экстренной медицинской помощи не принимаются.

Как следствие отсутствия четкого руководства службой скорой и неотложной медицинской помощи на местах, качество оказания экстренной помощи низкое, работа по преемственности в лечении больных между лечебно-профилактическими учреждениями и станциями (отделениями) скорой и неотложной медицинской помощи ведется слабо.

Особенно неудовлетворительно организовано оказание экстренной медицинской помощи детскому населению. Имеющиеся в стране 4761,5 бригады для оказания медицинской помощи детям используются не в полной мере и не всегда рационально. Большинство детей получают экстренную медицинскую помощь от специалистов бригад непедиатрического профиля, не имеющих, как правило, подготовки по вопросам педиатрии. Так, в 1986 году даже в областных, краевых и республиканских центрах страны более 50% вызовов к детям было обслужено врачами бригад непедиатрического профиля. Низкое качество оказываемой детскому населению экстренной медицинской помощи является одной из причин роста в стране досуточной летальности.

Организация специализированной службы на станциях (отделениях) скорой и неотложной медицинской помощи не удовлетворяет предъявляемым к ней требованиям. В стране организовано около 20 видов специализированных бригад. Из-за своей узкопрофильности специализированные бригады имеют нагрузку в 2-3 раза меньше линейных (ожидание "своего вызова"). Профильность работы бригад низкая, не обеспечивается своевременность прибытия бригад на место и начало лечения. Имеет место недопустимая потеря времени линейными бригадами в ожидании прибытия специализированных бригад при их вызове "на себя", во многих случаях задерживается начало лечения больных с тяжелыми заболеваниями. Отсутствует взаимозаменяемость специализированных бригад. В отдельных случаях одни специализированные бригады вызываются другими.

Нерациональное использование бригад и врачебных кадров, составление графиков работы выездных бригад без учета потребности населения, особенно детского, в экстренной медицинской помощи в разное время суток привело к низкой оперативности службы скорой и неотложной медицинской помощи. При проверке работы станций (отделений) скорой и неотложной медицинской помощи Комитетом народного контроля в 1987 году выявлены многочисленные случаи оказания экстренной помощи даже тяжело больным с большими опозданиями. Так, в Минской области БССР в 1987 году выполнено с опозданием около 100 тыс. вызовов, в г.Уфе почти 30 тыс., в г.Грозном - 23,3 тыс., в г.Томске - 20 тыс. и т.д. В г.Сухуми скончалось, не получив экстренной помощи, 296 больных. Аналогичные факты выявлены в Чувашской, Башкирской АССР, Вологодской, Кировской, Рязанской и Сахалинской областях РСФСР и Белорусской ССР.

Особенно недопустимыми являются случаи опоздания к детям. Так, в 1986 году в Башкирской АССР 19 тыс. вызовов к детям обслужено несвоевременно, причем многие из них были к детям первого года жизни, состояние которых требовало срочной медицинской помощи. В Чечено-Ингушской АССР при выборочной проверке только за 3 месяца (май - июль 1987 года) из-за позднего приезда скорой умерло на дому двое детей первого года жизни и 7 женщин родили без врачебной помощи. Обращает на себя внимание, что 13% от общего объема оказанной выездными бригадами медицинской помощи составляют перевозки больных, рожениц и родильниц, причем 16,3% из них делается врачебными кадрами. В Грузинской ССР перевозки врачебными бригадами составили в 1986 году 71,5% от общего числа сделанных перевозок.

При большой практической необходимости в стране медленно осуществляется организация городских больниц скорой медицинской помощи. До настоящего времени нет больниц скорой помощи во многих крупных городах и республиках, краевых, областных центрах (г.г.Тбилиси, Вильнюс, Уфа, Казань, Иркутск, Ворошиловград, Винница и др.). Ряд организованных больниц не соответствует утвержденной номенклатуре учреждений здравоохранения. Только 85 больниц имеют в своем составе отделения скорой и неотложной медицинской помощи. 59 больниц скорой медицинской помощи имеют в своем составе амбулаторно-поликлинические учреждения (поликлиники для взрослых и детей, женские консультации) и выполняют не свойственную им работу по организации амбулаторно-поликлинической помощи городскому населению.

13 больниц скорой помощи организованы формально, т.к. имеют маломощные стационары с числом коек 300 и менее. В Узбекской ССР имеются 2 больницы с коечным фондом менее 100 коек: в г.Термезе - 60 коек, г.Нукусе - 50 коек.

Многие больницы скорой медицинской помощи имеют в структуре непрофильные для этого типа больниц отделения: проктологические (г.г.Северодвинск, Пермь, Брест, Кировокан и др.), фтизиатрические (г.г.Хабаровск, Калининград и др.), радиологические (г.г.Запорожье, Новосибирск и др.), профпатологические (г.г.Воронеж, Смоленск и др.), инфекционные (.гг.Красноярск, Ростов-на-Дону, Жданов и др.).

Одним из серьезных препятствий к нормальной работе станций (отделений) скорой и неотложной медицинской помощи является слабая материально-техническая база, особенно в сельской местности.

Темпы реализации планов реконструкции помещений станций, капитального ремонта, строительства гаражей с авторемонтными мастерскими остаются низкими.

Так, в РСФСР из запланированных на 1980-1985 годы 11 больниц скорой помощи построено лишь четыре, из 65 станций и подстанций этой службы - 3, из 24 гаражей - всего 7. Из выделенных на сооружение этих объектов 105,2 млн. руб. освоено только 74,6 млн. руб., или 71%.

Техническая оснащенность станций (отделений) скорой и неотложной медицинской помощи низка, особенно в сельской местности. На машинах нет дыхательной аппаратуры, электрокардиографов. Бригады выезжают на вызовы с кислородными подушками. В то же время в отдельных учреждениях имеющаяся аппаратура не используется.

Кроме того, в нарушение приказа Минздрава СССР, вновь поступающие автомобили с носилками передаются другим лечебно-профилактическим учреждениям, где разукомплектовывается аппаратура и они используются для хозяйственных нужд (Башкирская АССР). Имеют место случаи передачи автомобилей с носилками в сторонние организации (Томская область).

Обеспеченность станций (отделений) скорой и неотложной медицинской помощи санитарным транспортом в отдельных территориях крайне недостаточная: УССР (Львовская, Кировоградская области), Грузинская ССР, Туркменская ССР, Казахская ССР, РСФСР (Московская, Пензенская, Астраханская области и др.). В ряде учреждений имеет место использование санитарного транспорта не по назначению: перевозка продуктов, белья, консультантов, сотрудников на сельскохозяйственные работы и пр. В Вологодской области в 1986 году удельный вес таких перевозок составил 15-18% выездов. В Томской ЦРБ (Томская область) в течение двух лет дети сотрудников ежедневно отвозятся в детский сад за 10 км машинами скорой помощи. Эти поездки обошлись ЦРБ в 10 тыс. рублей. В этой же области за восемь месяцев 1987 года отделением скорой и неотложной медицинской помощи Первомайской ЦРБ выполнено 900, а в Асиновской - 2800 вызовов не по назначению.

Практически везде неудовлетворительно решаются вопросы ремонта автотранспорта скорой медицинской помощи, получения горюче-смазочных материалов, запасных частей. Потребность в них в некоторых местностях Урала, Севера, Сибири и Дальнего Востока удовлетворяется лишь на 20-40%.

Остается невысоким уровень радиофикации автомашин скорой помощи в стране, несмотря на то, что заявки на радиостанции удовлетворяются на 100%. В Грузинской ССР, в некоторых областях РСФСР, Киргизской ССР, Казахской ССР, Узбекской ССР и др. низкая радиофикация, плохая работа телефонной связи, отсутствие ее в отдельных лечебно-профилактических учреждениях сельской местности резко снижают оперативность работы "скорой".

Так, в Башкирской АССР и Тюменской области телефонизировано 6,3% фельдшерско-акушерских пунктов, в Рязанской области - 45%, в Аджарской АССР - 15%, в Абхазской АССР - 11%. Неудовлетворительно решаются вопросы установки прямой телефонной связи с милицией, ГАИ, пожарной охраной, приемными отделениями стационаров. Во многих городах число вводов "03" недостаточно. Даже в тех городах и районах, где достигнут 100% уровень радиофикации: Эстонская ССР (города и райцентры), Белорусская ССР (города и райцентры), Молдавская ССР (города), ряд областей Украинской ССР и РСФСР из-за частых поломок радиостанций и отсутствия ремонтных баз и запасных частей радиосвязь не всегда обеспечивается.