Действующий

О Программе развития системы непрерывного педагогического образования в России на 2001-2010 годы

Современное состояние и основные проблемы педагогического
образования

 

Педагогическое образование является приоритетным направлением сферы российского образования, которая:

- обеспечивает формирование профессионально компетентной личности педагога, способного самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи, осознавать личностную и общественную значимость педагогической деятельности, нести ответственность за ее результаты;

- способствует социальной стабильности и развитию общества;

- определяет качество подготовки кадров для всех сфер функционирования общества и государства.

Система педагогического образования России представляет собой:

- совокупность преемственных профессиональных образовательных программ среднего, высшего и послевузовского педагогического образования;

- сеть взаимодействующих между собой учебных заведений и организаций среднего, высшего и послевузовского педагогического образования;

- федерально-региональную систему управления педагогическим образованием.

Эти особенности позволяют считать ее системой непрерывного педагогического образования.

В настоящее время система непрерывного педагогического образования объединяет более 670 образовательных учреждений:

346 педагогических колледжей и училищ (163 педагогических училища и 183 педагогических колледжа), финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации;

55 профессионально-педагогических и индустриально-педагогических колледжей и техникумов;

160 государственных высших учебных заведений (81 педагогический институт и университет, включая 2 профессионально-педагогических вуза, 5 вузов, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, 3 лингвистических университета, 61 государственный ("классический") университет и 30 отраслевых вузов);

94 образовательных учреждения повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, 3 института повышения квалификации специалистов начального профессионального образования Минобразования России, 90 институтов повышения квалификации).

Составной частью системы непрерывного педагогического образования являются филиалы вузов. За последние два года открыто 57 филиалов государственных педагогических вузов.

Внутри системы непрерывного педагогического образования имеют место интеграционные процессы, проявляющиеся в создании учебно-научно-педагогических комплексов, которые объединяют дошкольные образовательные учреждения, школы, образовательные учреждения начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования.

Финансирование учреждений системы непрерывного педагогического образования осуществляется как за счет средств федерального бюджета, так и за счет средств, предусмотренных бюджетами субъектов Российской Федерации. Из 670 образовательных учреждений системы 445 находятся на финансировании субъектов Российской Федерации.

Система непрерывного педагогического образования ориентирована на один из самых обширных рынков образовательных потребностей и услуг.

По данным на 1998-1999 годы система непрерывного педагогического образования обеспечивает педагогическими кадрами более 60 тысяч дошкольных образовательных учреждений (4,7 млн. обучающихся) и 66,7 тысяч общеобразовательных учреждений различных видов и типов (21,1 млн. обучающихся), включая учреждения специального образования; 4 тысячи учреждений начального профессионального образования (1,67 млн. обучающихся); 2,65 тыс. учреждений среднего профессионального образования (2,1 млн. обучающихся); 8,7 тыс. учреждений дополнительного образования (4,4 млн. обучающихся); 587 высших учебных заведений (3,3 млн. обучающихся).

В целом система непрерывного педагогического образования готовит педагогические кадры более чем для 140 тыс. образовательных учреждений всех видов и типов, в которых обучаются 37,27 млн. человек.

Востребованность выпускников системы непрерывного педагогического образования не ограничивается лишь образовательными учреждениями. Педагоги профессионального обучения запрашиваются учебно-курсовой сетью предприятий и организаций различных министерств и ведомств, в рамках которой ежегодно подготавливается около 1,7 млн. человек. Выпускники системы непрерывного педагогического образования приглашаются на работу центрами по подготовке, переподготовке и повышению квалификации незанятого населения.

Управление системой непрерывного педагогического образования осуществляется Министерством образования Российской Федерации, органами управления образованием субъектов Российской Федерации, а также государственно-общественными, общественными объединениями и организациями такими, как Совет по педагогическому образованию при Министерстве образования Российской Федерации, Учебно-методическое объединение вузов Российской Федерации по педагогическому образованию, Учебно-методическое объединение средних и высших профессионально-педагогических учебных заведений, ассоциации, советы директоров средних педагогических учебных заведений, Совет директоров средних профессионально-педагогических учебных заведений, Совет директоров образовательных учреждений послевузовского образования. Координацию деятельности педагогических учреждений по вопросам развития педагогического образования осуществляет Совет по педагогическому образованию при Министерстве образования Российской Федерации.

Современная система непрерывного педагогического образования это динамично развивающаяся система, которую отличает открытость, многоступенчатость, многоуровневость, многофункциональность и гибкость. Показателем развития системы служит постоянное обновление содержания и структуры педагогического образования на всех ступенях и уровнях, совершенствование Классификатора специальностей среднего профессионального педагогического образования и Перечня направлений подготовки и специальностей высшего педагогического образования. В последние годы в этом направлении велась большая работа.

Расширилась номенклатура группы 0300 Образование Классификатора специальностей среднего профессионального образования, введены 9 новых специальностей:

0303 Иностранный язык, 0305 География, 0317 Педагогика дополнительного образования, 0318 Специальное дошкольное образование, 0319 Специальная педагогика в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, 0320 Коррекционная педагогика в начальном образовании, 0321 Родной язык и литература, 0322 Организация воспитательной деятельности, 0323 Адаптивная физическая культура, по которым с 1998/99 учебного года открыта подготовка кадров.

Осуществлен пересмотр Перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования в части, касающейся педагогического образования. В Перечне направлений подготовки бакалавров и магистров выделена группа "Педагогические науки", уточнены названия направлений подготовки бакалавров и увеличено их число, расширен список профилей подготовки бакалавров образования, возросло число магистерских программ в области педагогических наук.

Проведена большая работа по оптимизации Перечня специальностей высшего профессионального образования, сокращен ряд педагогических специальностей, восстановлены специальности "Русский язык и литература", "Родной язык и литература", "Иностранный язык", введена специальность "Педагогика". Дополнение "по отраслям" обеспечивает адресность подготовки кадров по специальности "Профессиональное обучение". Приведены в соответствие с ОКСО наименования квалификаций по педагогическим специальностям, расширен их список.

Многое сделано в последнее время по обновлению содержания педагогического образования. Впервые созданы и внедрены государственные образовательные стандарты среднего профессионального педагогического образования, что стало существенным вкладом в решение проблемы обеспечения преемственности подготовки кадров на разных уровнях системы непрерывного педагогического образования. Разработаны и утверждены государственные образовательные стандарты второго поколения по специальностям и направлениям высшего педагогического образования. Их структура и содержание не только отражают специфику подготовки кадров для сферы образования с учетом новейших достижений науки и технологии обучения, но и корреспондируются с государственными образовательными стандартами других областей образования и уровней системы педагогического образования. Принятая модель стандарта способствует реализации принципа преемственности обучения и сохранения единого образовательного пространства в рамках всей системы образования, что усиливает системообразующую функцию педагогического образования. 59 государственных образовательных стандартов по специальностям высшего педагогического образования и 7 направлениям подготовки в группе "Педагогические науки" обеспечивают вариативность высшего педагогического образования, большую ориентированность на удовлетворение потребностей стремительно развивающегося рынка запросов и услуг в сфере образования. Впервые созданы и утверждены 2 варианта государственных образовательных стандартов по "педагогическим специальностям", что позволило сохранить практику подготовки учителей для малокомплектной и сельской школ по основной и дополнительной специальностям без увеличения срока обучения. Вместе с тем механизм разработки, апробации и внедрения государственных образовательных стандартов требует корректировки в соответствии с современными тенденциями развития всей системы образования, активными процессами, происходящими в области реформирования школьного образования, динамичными социокультурными и экономическими изменениями в стране. Особое внимание следует обратить на вопросы мониторинга реализации государственных образовательных стандартов для всех уровней педагогического образования.