СТРУКТУРА
управления разработкой государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования
Управление разработкой государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ГОС ВПО) осуществляется на трех функциональных уровнях.
На первом уровне управление осуществляет Федеральный совет по разработке государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования Минобразования России (далее Федеральный совет).
Федеральный совет формирует единые для всех областей знаний высшего профессионального образования подходы к составлению проектов государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, примерных учебных планов и программ, обновлению Перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования; разрабатывает проекты макетов ГОС ВПО, требования по наполнению макетов и требования к формированию обязательного минимума содержания циклов дисциплин ГОС ВПО, приоритетные направления по научно-методическому обеспечению ГОС ВПО.
При этом Федеральный совет учитывает рекомендации координационных советов по областям знаний и координационных советов по циклам дисциплин.
Федеральный совет представляет проекты разработанных документов для утверждения в Минобразование России.
Федеральный совет обеспечивает согласование действий и методов работы координационных советов по областям знаний и координационных советов по циклам дисциплин в процессе разработки проектов ГОС ВПО.
Председатели координационных советов по областям знаний и председатели координационных советов по циклам дисциплин входят в состав Федерального совета.
На втором уровне управление осуществляют координационные советы по областям знаний и координационные советы по циклам дисциплин.
Координационный совет по области знаний разрабатывает и направляет в Федеральный совет рекомендации по структуре ГОС ВПО и содержанию их разделов, структуре примерных учебных планов и программ; предложения, касающиеся обновления Перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования.
Координационный совет по области знаний обеспечивает согласование действий и методов работы учебно-методических объединений высших учебных заведений Российской Федерации (УМО), научно-методических советов (НМС) по дисциплинам в соответствующей области знаний; вносит предложения в Минобразование России о перечне УМО и НМС по дисциплинам.
Председатели советов УМО в соответствующей области входят в состав координационного совета по области знания.
Координационный совет по циклу дисциплин разрабатывает и направляет в Федеральный совет рекомендации:
по трудоемкости федерального, национально-регионального компонентов цикла и дисциплин по выбору студентов;
перечню, трудоемкости и обязательному минимуму содержания дисциплин цикла;
структуре примерных программ дисциплин.
При этом учитываются рекомендации НМС по дисциплинам цикла.
Координационный совет по циклу дисциплин: обеспечивает согласованность содержания дисциплин цикла, координирует действия и методы работы НМС по дисциплинам цикла при разработке обязательного минимума содержания дисциплин ГОС ВПО и примерных программ дисциплин, разрабатывает приоритетные направления научно-методических исследований по циклу дисциплин.
Председатели НМС по дисциплинам цикла входят в состав координационного совета по циклу дисциплин.
На третьем уровне управление осуществляют УМО и НМС по дисциплинам.
Учебно-методическое объединение высших учебных заведений Российской Федерации участвует в разработке проектов государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и примерных учебных планов по закрепленным за ними направлениям подготовки и специальностям, проектов примерных программ по специальным дисциплинам и общепрофессиональным дисциплинам, включенным в ГОС ВПО по предложениям УМО; формирует перечни учебно-методического и материально-технического обеспечения учебного процесса.
УМО направляет в координационный совет по области знаний предложения, касающиеся обновления Перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования и ГОС ВПО.
В тех случаях, когда за учебно-методическим объединением высших учебных заведений Российской Федерации закреплены несколько направлений подготовки и специальностей, в структуре УМО могут создаваться учебно-методические советы по направлениям подготовки (УМС) и учебно-методические комиссии по специальностям (УМК).
УМО обеспечивает согласованные действия и методы работы УМС, УМК при разработке проектов ГОС ВПО.
Если к одному УМО относятся одноименные (родственные) направления подготовки бакалавров (магистров) и направления подготовки дипломированных специалистов, то по таким направлениям подготовки возможно создание одного УМС по этим направлениям подготовки.
По направлению подготовки бакалавров (магистров) или дипломированных специалистов, закрепленному за несколькими УМО, этими УМО может создаваться один УМС.
При разработке проектов ГОС ВПО УМС разрабатывает квалификационные характеристики выпускника, требования к подготовке выпускника, требования к кадровому, учебно-методическому и материально-техническому обеспечению учебного процесса; предусматривает возможности продолжения образования для выпускника; формирует обязательный минимум содержания дисциплин федерального компонента ГОС ВПО.
УМС разрабатывает проекты примерных учебных планов по соответствующим направлениям подготовки бакалавров и магистров и направлениям подготовки дипломированных специалистов.