§ 1. Единый учет преступлений заключается в первичном учете и регистрации выявленных преступлений и лиц, их совершивших.
От надлежащей постановки первичного учета зависит полнота и правильность характеризующих состояние преступности показателей статистической отчетности, которая составляется на основании данных этого учета.
Система единого учета преступлений и лиц, их совершивших, действующая с 1961 года, основывается на регистрации преступлений по моменту возбуждения уголовного дела и лиц, совершивших преступления, по моменту утверждения прокурором обвинительного заключения и на дальнейшей корректировке этих данных в зависимости от результатов расследования и судебного рассмотрения дела. Однако такая корректировка допускается только в пределах отчетного года, являющегося законченным отчетным периодом.
§ 2. Правила единого учета преступлений распространяются на органы прокуратуры, внутренних дел (в том числе и на все исправительные учреждения), Департамента налоговой полиции и Государственного таможенного комитета.
Преступления, по которым следствие и дознание производится органами контрразведки Российской Федерации, учитываются в соответствии с принципами настоящей Инструкции. Учетные документы разрабатываются органами контрразведки Российской Федерации и утверждаются Генеральным прокурором Российской Федерации.
Первичный учет и регистрацию преступлений, совершенных в Вооруженных Силах и других воинских формированиях Российской Федерации, осуществляют органы военной прокуратуры в соответствии с принципами настоящей Инструкции. При этом формы и реквизиты учетно-регистрационных документов и статистических отчетов утверждаются Генеральным прокурором Российской Федерации. Порядок прохождения учетно-регистрационных документов определяется Главным военным прокурором.
§ 3. Первичный учет осуществляется путем заполнения документов первичного учета (статистических карточек):
- на выявленное преступление (форма N 1);
- о результатах расследования (раскрытия) преступления (форма N 1.1);
- на преступление, по которому лицо, его совершившее, установлено (форма N 1.2);
- на лицо, совершившее преступление (форма N 2);
- на лицо, подозреваемое в совершении преступления (форма N 2.1);
- о движении уголовного дела (форма N 3);
- о результатах возмещения материального ущерба и изъятия предметов преступной деятельности (форма N 4);
- о результатах рассмотрения дела в суде (форма N 6).
Единая форма и обязательный для всех органов прокуратуры и внутренних дел перечень показателей (реквизитов) этих карточек устанавливаются Генеральной прокуратурой Российской Федерации и МВД России, а карточки N 6 - совместно с Министерством юстиции Российской Федерации.
Реквизиты карточек (за исключением карточки формы N 6) могут быть дополнены с учетом местных условий с письменного согласия прокуроров республик, краев, областей, автономной области, автономных округов.
Основные реквизиты карточек для налоговой полиции и таможенной службы согласовываются Департаментом налоговой полиции и Государственным таможенным комитетом с Генеральной прокуратурой Российской Федерации и МВД России.
Регистрацию преступлений, лиц, их совершивших, и уголовных дел, а также ведение статистической отчетности по преступности осуществляют органы внутренних дел.
Регистрация преступлений, лиц, их совершивших, а также уголовных дел производится в районных, городских, транспортных органах внутренних дел. Данные статистических карточек заносятся в журнал учета преступлений, уголовных дел и лиц, совершивших преступления. Единая форма журнала учета устанавливается Генеральной прокуратурой Российской Федерации и МВД России.
Вместо составления статистических карточек допускается перенос аналогичной информации по ним на магнитные носители с обязательной регистрацией преступления (уголовного дела) в едином журнале учета преступлений.
Документы первичного учета, зарегистрированные в районных, городских и транспортных органах внутренних дел в журналах учета, немедленно пересылаются в информационные центры МВД, ГУВД, УВД республик, краев, областей, городов, автономной области, автономных округов и УВДТ.
В информационных центрах на основе тех же карточек ведутся в отдельности по каждому району, городу контрольные журналы учета преступлений, уголовных дел и лиц, их совершивших.