Статус документа
Статус документа

РД 03-348-00

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО МАГНИТНОЙ ДЕФЕКТОСКОПИИ СТАЛЬНЫХ КАНАТОВ.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 
Дата введения 2000-04-20

УТВЕРЖДЕНЫ Постановлением Госгортехнадзора России от 30.03.2000 N 11.

4-е издание, исправленное

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ


Настоящие Методические указания разработаны в развитие Правил устройства и безопасной эксплуатации подъемников (вышек) (ПБ 10-256-98), утвержденных Госгортехнадзором России 24.11.98; Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-14-92)*, утвержденных Госгортехнадзором России 30.12.92; Правил устройства и безопасной эксплуатации пассажирских подвесных канатных дорог (ПБ 10-39-93), утвержденных Госгортехнадзором России 26.11.93; Правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов, утвержденных Госгортехнадзором России 11.02.92; Единых правил безопасности при разработке рудных, нерудных и россыпных месторождений полезных ископаемых подземным способом (ПБ 06-111-96), утвержденных Госгортехнадзором России 23.01.95; Правил безопасности в угольных шахтах (РД 05-94-95), утвержденных Госгортехнадзором России 30.12.94; Методических указаний по обследованию грузоподъемных машин с истекшим сроком службы (РД 10-112-96), утвержденных Госгортехнадзором России 28.03.96; Инструкции по проведению дефектоскопии стальных канатов пассажирских подвесных канатных дорог (РД 10-171-97), утвержденной Госгортехнадзором России 08.12.97, и устанавливают требования к методам, аппаратуре и организации дефектоскопического обследования стальных канатов из ферромагнитной проволоки, применяемых на грузоподъемных кранах, лифтах, подъемниках (вышках), подвесных канатных дорогах (пассажирских и грузовых), наклонных рельсовых канатных подъемниках (фуникулерах), шахтных подъемных установках горнодобывающих предприятий, сменных грузозахватных органах и лебедках для определения возможности их дальнейшей эксплуатации, и обязательны как для владельцев подъемных сооружений, так и для организаций, осуществляющих обследование подъемных сооружений.

_________________

* С введением в действие 10.01.01 Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382-00) Правила ПБ 10-14-92 утрачивают силу (постановление Госгортехнадзора России от 04.11.00 N 63).          

2. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

  

Применительно к настоящему документу используются специальные термины и определения.

Дефект каната - каждое отдельное несоответствие каната требованиям, приведенным в рабочей или нормативной документации.

Дефект каната распределенный - дефект каната, распределенный на значительной его длине (например, потеря площади сечения от истирания или коррозии проволок каната).

Дефект каната локальный - дефект каната, сосредоточенный на его коротком участке (например, локальная коррозия или обрыв проволок).

Дефектограмма - запись сигналов дефектоскопа в зависимости от текущей координаты каната относительно начальной точки, представляемая на бумажном, магнитном или электронном носителе.

Дефектоскоп - прибор неразрушающего контроля, предназначенный для обнаружения дефектов каната и (или) измерения параметров этих дефектов (потеря площади сечения).

Дефектоскоп магнитный - дефектоскоп, принцип действия которого основан на измерении и регистрации параметров взаимодействия магнитного поля с контролируемым стальным канатом.

Дефектоскопия каната - процесс обнаружения дефектов и определения их положения вдоль каната специальными устройствами (дефектоскопами).

Дефектоскопия каната магнитная - процесс, заключающийся в неразрушающем контроле каната с применением магнитных методов.

Идентификация дефектов - распознавание и оценка значимости дефекта в пределах возможностей дефектоскопа.

Имитатор каната - контрольный образец из ферромагнитного материала, предназначенный для проверки метрологических характеристик дефектоскопа и имитации воздействия контролируемого каната на дефектоскоп.

Краевой эффект - эффект влияния концов каната на показания дефектоскопа, вызванный образованием на них магнитных полюсов.

Контрольный образец каната - отрезок стального каната с заданными (известными) дефектами или без них.

Магнитная головка - составная часть магнитного дефектоскопа канатов, содержащая намагничивающее устройство в виде электромагнита постоянного (переменного) тока или постоянных магнитов и магниточувствительные элементы.

Масса комплекта дефектоскопа - масса дефектоскопа, включая массу электронного блока, всех магнитных головок со сменными деталями и узлами, запасных частей и аксессуаров.

Обрыв проволоки - нарушение сплошности проволоки каната в виде ее разрыва.

Площадь металлического сечения каната (площадь сечения каната по металлу) - суммарная площадь поперечного сечения всех проволок каната.

Порог чувствительности дефектоскопа к локальным дефектам (обрывам проволок) каната - минимальное значение площади поперечного сечения одной оборванной проволоки каната относительно номинального значения площади металлического сечения, при котором обрыв этой проволоки обнаруживается дефектоскопом.

Потеря площади металлического сечения каната - уменьшение площади поперечного металлического сечения каната относительно номинального значения из-за износа, коррозии или по другим причинам.

3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

3.1. Магнитная дефектоскопия стальных канатов представляет собой вид неразрушающего контроля канатов, являющегося частью работ по обследованию подъемных сооружений и имеющего целью:

определение состояния контролируемых канатов;

принятие решения о соответствии канатов требованиям безопасной эксплуатации подъемного сооружения, оснащенного канатами.

3.2. Объем и периодичность дефектоскопии канатов подъемных сооружений установлены нормативно-техническими документами, приведенными в п.1 настоящих Методических указаний.

3.3. Дефектоскопию канатов имеют право выполнять организации, получившие соответствующую лицензию Госгортехнадзора России.

________________

Указами Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 и от 20.05.2004 N 649 Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России) преобразован в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). Ростехнадзор выдает лицензии на деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности, в рамках которой может проводиться дефектоскопия канатов. (Примеч. изд.)   


Для выполнения дефектоскопии упомянутые организации должны иметь:

дефектоскопы стальных канатов, сертифицированные Госстандартом России, включенные в Госреестр средств измерений и разрешенные к применению Госгортехнадзором России;

_______________

Указами Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 и от 20.05.2004 N 649 Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России) преобразован в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование, в настоящее время - Росстандарт). У Росстандарта нет полномочий по сертификации, у Ростехнадзора - по разрешениям к применению. (Примеч. изд.)     


специалистов по дефектоскопии стальных канатов, аттестованных в этом качестве организацией, имеющей соответствующую лицензию Госгортехнадзора России.

________________

Ростехнадзор не выдает лицензии на аттестацию специалистов.  (Примеч. изд.)      

4. МЕТОДЫ ДЕФЕКТОСКОПИИ СТАЛЬНЫХ КАНАТОВ

4.1. Дефектоскопию стальных канатов выполняют одним из перечисленных ниже магнитных методов неразрушающего контроля (НК) согласно ГОСТ 18353-79:

методом переменного магнитного поля с использованием индуктивных катушек в качестве измерительных датчиков;

методом постоянного магнитного поля с использованием индуктивных катушек и (или) датчиков Холла в качестве измерительных датчиков.

4.2. При использовании переменного магнитного поля магнитный поток вдоль продольной оси участка контролируемого каната создают посредством возбуждающей индуктивной катушки с переменным током, охватывающей канат.

Измерительная катушка также охватывает канат, и в ней индуцируется электродвижущая сила (э.д.с.), зависящая от площади поперечного металлического сечения каната.

Метод переменного магнитного поля используют, как правило, только для измерения потери площади сечения канатов.

4.3. Метод постоянного магнитного поля используют как для измерения потери площади сечения каната, так и для обнаружения локальных дефектов. Постоянный магнитный поток вдоль продольной оси участка контролируемого каната создают постоянными магнитами или электромагнитами постоянного тока. Общий магнитный поток (или часть этого потока), создаваемый постоянными магнитами или электромагнитом, измеряют датчиками Холла либо другими датчиками, пригодными для измерения абсолютного значения магнитного потока или изменений этого потока. Сигнал датчиков зависит от магнитного потока через участок контролируемого каната и, следовательно, от площади металлического сечения этого участка.

Локальные дефекты каната, например, обрывы проволок, создают поблизости магнитные потоки рассеяния, регистрируемые датчиками Холла, катушками или другими магниточувствительными элементами. Сигналы датчиков зависят не только от размеров локальных дефектов, но и от их типа и положения. Поэтому определить количественно параметры дефектов обычно затруднительно. Качественный анализ полученной информации о локальных дефектах выполняют по дефектограммам на основании накопленного опыта.

4.4. Дефектоскопию канатов выполняют с использованием одного или двух методов, описанных в пп.4.2, 4.3 и реализуемых в соответствующих дефектоскопах стальных канатов.

4.5. Магнитная дефектоскопия применима к канатам из ферромагнитной стальной проволоки. Контролируемые канаты могут быть разной конструкции:

прядевые и закрытые, круглые и плоские;

с органическим и стальным сердечником;

из неоцинкованной и оцинкованной проволоки круглого и фасонного сечения.

4.6. Для дефектоскопии могут быть предъявлены канаты со смазкой или без нее.

5. ТРЕБОВАНИЯ К ДЕФЕКТОСКОПАМ СТАЛЬНЫХ КАНАТОВ

5.1. Дефектоскопы для неразрушающего контроля стальных канатов, основанные на методах, описанных в пп.4.2, 4.3, должны соответствовать требованиям п.3.3 настоящего РД, а также требованиям технических условий на конкретный дефектоскоп.

5.2. Дефектоскопы должны быть своевременно поверены аккредитованным метрологическим органом и иметь соответствующую отметку в техническом паспорте.

5.3. Конструкция дефектоскопа должна обеспечивать возможность удобной установки его на контролируемый канат и снятия с каната.

5.4. Дефектоскоп должен быть снабжен устройством для определения положения датчиков сигнала дефектоскопа на контролируемом канате (счетчиком расстояния), позволяющим определить положение сигналов дефектограмм относительно фиксированной точки каната.

5.5. Дефектоскоп должен позволять контролировать канаты разной площади сечения (разного диаметра) в определенном диапазоне, установленном техническими условиями на дефектоскоп.

5.6. Контроль канатов должен обеспечиваться при разных скоростях движения каната относительно дефектоскопа. Диапазон скоростей контроля устанавливается техническими условиями на дефектоскоп.

5.7. Дефектоскоп должен обеспечивать регистрацию дефектограмм каната и (или) иметь возможность сопряжения через стандартный интерфейс с внешними устройствами обработки и регистрации информации.

5.8. Конструктивно дефектоскоп, как правило, состоит из магнитной головки и электронного блока. Возможна конструкция, объединяющая магнитную головку и электронный блок в одно целое.

5.9. Магнитная головка должна позволять контролировать канаты разных диаметров в установленном техническими условиями диапазоне.

5.10. Комплект дефектоскопа, как правило, включает электронный блок и несколько магнитных головок, каждая из которых может быть подключена к нему кабелем.

6. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ДЕФЕКТОСКОПИИ

6.1. Дефектоскопию канатов должны выполнять специалисты, прошедшие подготовку и аттестованные специализированной организацией, имеющей соответствующую лицензию Госгортехнадзора России.

6.2. Канат должен быть обследован на потерю площади металлического сечения каната и (или) на наличие локализованных дефектов в зависимости от того, что предусмотрено договором, правилами и другими нормативными документами Госгортехнадзора России для данного каната.

6.3. Перед началом дефектоскопии канат должен быть обследован визуально. Необходимо убедиться, что он не содержит видимых дефектов, которые могут помешать прохождению каната через дефектоскоп (например, выступающие концы оборванных проволок, местные увеличения диаметра каната, перекручивание каната, выдавливание сердечника или прядей и т.д.). Помехи возможному прохождению каната через дефектоскоп должны быть устранены, например, выступающие концы проволок должны быть удалены. Если это возможно, соответствующие участки каната должны быть исключены из дефектоскопии, так же как и участки, недоступные контролю из-за конструктивных ограничений (места запасовки, соединения концов каната и т.д.).

6.4. Размагничивание (для электромагнитных дефектоскопов переменного магнитного поля) или намагничивание (для дефектоскопов постоянного магнитного поля) каната должно быть выполнено перед началом дефектоскопии в соответствии с руководством по применению дефектоскопа.

6.5. Магнитная головка должна быть установлена (с помощью строп или других средств) на контролируемый канат в месте, допускающем наружный осмотр каната, при удобстве доступа к зоне контроля и хорошем ее освещении, и отцентрирована относительно оси каната.

6.6. Дефектоскоп должен быть подготовлен к работе в соответствии с руководством по применению. Калибровка дефектоскопа должна быть выполнена также в соответствии с этим руководством.

6.7. Для калибровки дефектоскопа используются не подвергшиеся износу контрольные отрезки или участки каната, подлежащего дефектоскопии.

6.8. Дефектоскопия каната осуществляется путем перемещения магнитной головки относительно каната со скоростью, определенной руководством по применению дефектоскопа.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs