Приложение
к постановлению Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации
от 21 февраля 2001 года N 122/1221-3
Основные направления развития Государственной
автоматизированной системы Российской Федерации
"Выборы" на 2001 - 2004 годы
Основные направления развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" (ГАС "Выборы") разработаны в соответствии с пунктом 18 постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 1999 года N 937 "О содействии избирательным комиссиям в организации подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и поручением Председателя Правительства Российской Федерации от 15 июня 2000 года N МК-ПЗ-17170, а также постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 24 февраля 2000 года N 87/1020-3.
1. Анализ действующей ГАС "Выборы"
Государственная автоматизированная система Российской Федерации "Выборы" прошла государственные испытания (Акт Государственной комиссии от 2 декабря 1999 года) и введена в эксплуатацию с 1 июля 2000 года (Акт ввода в эксплуатацию от 24 мая 2000 года N 1667-П30, утвержденный заместителем Председателя Правительства Российской Федерации).
Государственная автоматизированная система Российской Федерации "Выборы" в соответствии с Техническим заданием и выводами Государственной комиссии по ее приемке в эксплуатацию обеспечивает решение следующих основных задач:
сокращение сроков получения результатов голосования и подведения итогов выборов, референдумов;
сокращение объемов трудоемких информационных работ на основных этапах проведения избирательной кампании;
информационное обеспечение деятельности избирательных комиссий в целях исполнения законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах;
обеспечение достоверности информации, формируемой в системе;
обеспечение защиты информации от несанкционированного доступа и фальсификации;
повышение уровня организации подготовки и проведения выборов и референдумов.
ГАС "Выборы" эффективно использовалась при проведении выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, региональных и местных выборов и референдумов.
Вместе с тем опыт использования функциональных комплексов задач (далее - ФКЗ) в избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации и в ЦИК России показывает, что существующие версии задач имеют ограниченные возможности по адаптации к изменяющимся требованиям законодательства, реализации новых требований пользователей, в частности:
не обеспечен автоматизированный доступ пользователей к информационным ресурсам ГАС "Выборы" других избирательных комиссий;
пользовательский режим обработки информации требует высокой квалификации специалистов;
отсутствуют либо слабо развиты средства получения информации на основе динамических запросов пользователей;
не в полном объеме учитывается специфика территориальных и местных выборов при формировании списков избирателей, контроле за избирательными фондами;
отсутствует возможность планирования избирательных округов для региональных и местных выборов;
отсутствуют средства автоматизации документооборота, учета кадров, финансовой деятельности, бухгалтерского учета избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных и территориальных избирательных комиссий, средства контроля за проведением предвыборной агитации и нарушениями избирательного законодательства.
Кроме того, недостаточно развита интеграция отдельных функциональных подсистем и различных комплексов задач в единую информационную инфраструктуру, достаточно часты случаи повторного ввода одной и той же информации. Остались неавтоматизированными отдельные направления деятельности избирательных комиссий, например, контроль за ходом агитации, учет жалоб и заявлений и другие.
Не автоматизированы средства управления эксплуатацией системы.
Существуют территориальные избирательные комиссии (далее - ТИК), для которых трудно организовать каналы связи для передачи данных, в ряде регионов ТИК формируются только на период подготовки и проведения выборов.
Законодательное обеспечение ГАС "Выборы" представлено отдельными нормами права, которые содержатся в одном федеральном конституционном законе и четырех федеральных законах, регулирующих отношения, возникающие при проведении выборов и референдумов. Причем нередко эти нормы не согласуются друг с другом. В развитие норм федерального законодательства многие субъекты Российской Федерации приняли свои нормативные правовые акты, которые имеют аналогичные недостатки.
Опытная эксплуатация ГАС "Выборы" с 1996 года показала следующее.
Непрерывное развитие избирательного законодательства и нарастающие потребности пользователей предъявляют повышенные требования к совершенствованию уровня автоматизации избирательных процессов, к адаптации (гибкости, настраиваемости) функциональных комплексов задач.
Имеющиеся программно-технические и телекоммуникационные ресурсы ГАС "Выборы" позволяют не только проводить выборы и референдумы, но и использовать их в интересах органов государственной власти и в первую очередь для развития возможностей их информационного обеспечения, в частности, для создания автоматизированной системы учета населения.