Недействующий

О направлении Методических рекомендаций (не действует на основании приказа ФТС России от 24.11.2010 N 2199)

II. Действия сотрудников таможенных органов

5. Таможенный орган письменно уведомляет лицо, переместившее АТС, о следующем.

Лицо, переместившее АТС, обязано произвести его декларирование (если это не было произведено) в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации о таможенном деле и нормативными правовыми актами ГТК России, и выполнить иные обязанности, предусмотренные статьей 173 Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК России), что подтверждено вступившим в законную силу решением соответствующего суда, либо вывезти АТС за пределы территории Российской Федерации.

В случае, если декларирование АТС проведено, за исключением уплаты причитающихся таможенных платежей, лицо, переместившее АТС, уведомляется только о необходимости уплатить таможенные платежи в порядке, установленном ТК России.

Обязанность доставить АТС в таможенный орган, в котором будет проведено таможенное оформление, должна быть выполнена лицом, переместившим это АТС, в случае, если АТС находится в его владении. В этом случае декларирование должно быть проведено в течение 15 дней с даты представления АТС таможенному органу.

Уведомление может быть вручено лицу, переместившему АТС (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого уведомления. В случае, когда указанные лица уклоняются от получения уведомления, данное уведомление следует направлять по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

6. В случае неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей в установленный в статье 119 ТК России срок, взыскание неуплаченных таможенных платежей и пеней с лица, переместившего АТС, осуществляется таможенным органом принудительно в соответствии с положениями части первой Налогового кодекса Российской Федерации и Методическими рекомендациями по применению части первой Налогового кодекса Российской Федерации таможенными органами, доведенными до сведения таможенных органов письмом ГТК России от 31.05.2000 N 01-06/14407.

7. Одновременно с действиями, указанными в пункте 5 настоящих Методических рекомендаций, таможенный орган согласно статье 193 ТК России проводит таможенный контроль после выпуска товаров и соответствующие поисковые мероприятия в отношении АТС.

Руководствуясь статьями 13, 180, 182 и 193 ТК России, таможенные органы проводят таможенный контроль путем проверки документов и сведений, имеющихся в подразделениях ГИБДД МВД России и представляемых таможенным органам по их запросам в отношении АТС.

В случае признания судом недействительным ПТС, выданного таможенным органом, таможенный орган на основании статьи 13 ТК России информирует соответствующее подразделение ГИБДД МВД России о необходимости задержания АТС и принятия мер, предусмотренных законодательством Российском Федерации.

В целях реализации настоящих Методических рекомендаций, исходя из местных условий, таможенные органы взаимодействуют с соответствующими подразделениями ГИБДД МВД субъектов Российской Федерации с учетом совместного письма МВД России от 13.01.2001 N 1/443 и ГТК России от 01-43/1628 в соответствии с определяемым ими порядком. В случае возникновения затруднений при организации данного взаимодействия таможенный орган информирует соответствующее региональное таможенное управление.

8. При обнаружении АТС таможенным органом в ходе проведения таможенного контроля после выпуска товара либо в результате поисковых мероприятий, а также в случае его задержания территориальными органами ГИБДД, АТС помещается в зону таможенного контроля (временную), созданную (создаваемую) в соответствии с приказом ГТК России от 13.07.2000 N 594 (зарегистрирован в Минюсте России 14.08.2000, рег.N 2354), либо может быть передан фактическому владельцу АТС на ответственное хранение.

Лицо, переместившее АТС, письменно уведомляется (в соответствии с абзацем 5 пункта 5 настоящих Методических рекомендаций) об обнаружении АТС и о его обязанности в соответствии со статьей 171 ТК России произвести декларирование АТС в течение 15 дней с момента получения уведомления (в случае, если декларирование не проводилось) и уплатить причитающиеся таможенные платежи. Также ему сообщаются сведения о фактическом владельце АТС (далее - Владелец), в целях решения вопроса об оплате таможенных платежей.

Непредставление таможенному органу в установленные им сроки таможенной декларации на АТС, а равно необходимых для таможенных целей документов и дополнительных сведений образует состав правонарушения, предусмотренного ст. 263 ТК России.

9. Владельцу АТС представляется заверенная судом копия судебного решения об отмене судебного решения, указанного в пункте 3 настоящих Методических рекомендаций, а также письменное уведомление (с отметкой о вручении) о следующем:

- АТС подлежит таможенному оформлению (декларированию и/или в отношении него должны быть уплачены таможенные платежи) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о таможенном деле и нормативными правовыми актами ГТК России, что подтверждено вступившим в законную силу решением суда;

- в связи с тем, что таможенное оформление АТС не завершено (не проводилось), АТС находится под таможенным контролем и на него распространяются положения статьи 131 ТК России;

- на основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК России) и статьи 131 ТК России сделка по приобретению такого АТС Владельцем (по уполномочию на совершение сделок представителем - доверенность) является ничтожной, в силу чего ее недействительность в соответствии со статьей 166 ГК России не требует признания судом. В соответствии с частью 2 пункта 2 статьи 166 ГК России Владелец вправе обратиться в суд с требованием о применении последствий недействительности ничтожной сделки, предусмотренные пунктом 2 статьи 167 ГК России;

- утрата АТС либо проведение неправомерных операций с АТС, изменение его состояния (например, разукомплектование), пользование или распоряжение ими в нарушение установленных требований и условий (в том числе продажа по частям) образуют состав правонарушений, предусмотренных статьями 254 или 259 ТК России соответственно.

Также ему сообщаются сведения о лице, переместившем АТС, в целях решения вопроса о завершении таможенного оформления АТС.

10. Относительно соотношения прав Владельца на АТС и их ограничений, предусмотренных статьей 131 ТК России, Владельцу следует разъяснить позицию Конституционного Суда Российской Федерации по этому вопросу, приведенную в постановлении от 14.05.99 N 8-П "По делу о проверке конституционности положений части первой ст.131 и части первой ст.380 ТК России в связи с жалобой ЗАО "Сибирское агентство "Экспресс" и гражданина С.И.Тененева, а также жалобой фирмы "Y&G/Reliable Services, Inc." (опубликовано в "Собрании законодательства Российской Федерации", 1999, N 21, ст.2669).

В соответствии с пунктом 3 указанного постановления Конституционного Суда "свободный оборот товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации, возможен только после завершения таможенного оформления в режиме выпуска для свободного обращения, который предусматривает уплату таможенных пошлин и налогов. Осуществление прав пользования и распоряжения перемещаемым имуществом (в частности, заключение договора купли-продажи) вопреки требованиям части первой статьи 131 ТК России, т.е. без выполнения всех необходимых обязанностей, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу и выбором таможенного режима, фактически означало бы их выпуск в свободное обращение без таможенного оформления и контроля, что в конечном счете разрушило бы таможенный режим, сделало бы невозможным само таможенное регулирование и достижение тех конституционно защищаемых ценностей и целей, для которых оно предназначено, со всеми вытекающими последствиями, в том числе криминогенного характера".

По вопросу недействительности сделок по приобретению АТС следует руководствоваться пунктом 3 Обзора практики рассмотрения споров, связанных с применением таможенного законодательства, доведенного до сведения арбитражных судов письмом Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.06.96 N 5 ("Закон", N 9, 1997). Согласно разъяснениям Пленума ВАС гражданские сделки, по которым произведена передача другим лицам товаров и транспортных средств, таможенное оформление которых не завершено, кроме случаев, когда они разрешены в установленном порядке, не соответствуют требованиям таможенного законодательства и поэтому являются ничтожными (статья 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).

11. По вопросу правомерности конфискации АТС, являющегося непосредственным объектом нарушения таможенных правил и находящегося в незаконном владении Владельца, и применения положений статьи 380 ТК России Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении, указанном в пункте 10 настоящих Методических рекомендаций (абзац 9 пункта 5 постановления), разъяснил следующее:

"Федеральный законодатель вправе допустить конфискацию имущества, явившегося орудием или средством совершения либо непосредственным объектом таможенного правонарушения, независимо от того, находятся ли соответствующие товары и транспортные средства в собственности совершившего его лица, а также независимо от того, установлено это лицо или нет".

12. Если в отношении АТС декларирование проведено, но не уплачены таможенные платежи, то согласно статьи 118 ТК России Владелец АТС вправе уплатить таможенные платежи.

В данном случае таможенный орган, в регионе деятельности которого был обнаружен АТС, разъясняет Владельцу АТС его право уплатить таможенные платежи и определяет место завершения таможенного оформления в соответствии с положениями статьи 127 ТК России. Таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место завершения таможенного оформления АТС, при обращении Владельца АТС в целях уплаты таможенных платежей, исходя из имеющихся сведений, запрашивает у соответствующих таможенных органов материалы о таможенном оформлении АТС и о месте его нахождения.

Начисление таможенных платежей осуществляется по таможенному приходному ордеру с применением ставок таможенных пошлин и налогов, установленных в пунктах 2.1 и 2.2 Правил перемещения в упрощенном, льготном порядке транспортных средств физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации, утвержденных приказом ГТК России от 24.11.99 N 814 (зарегистрирован Минюстом России 18.02.2000, рег.N 2125).

Уплата таможенных платежей может производиться с использованием ставок таможенных пошлин, налогов и курсов иностранных валют, действующих на день заполнения таможенного приходного ордера.

После уплаты таможенных платежей их взыскание в судебном порядке, осуществляемое в соответствии с пунктом 6 настоящих Методических рекомендаций, подлежит прекращению согласно пп.1 п.3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации, о чем должен быть письменно, с приложением заверенных копий документов, подтверждающих уплату таможенных платежей, извещен таможенный орган, осуществляющий взыскание в судебном порядке.