Недействующий

Об утверждении Положения о производственном обучении и производственной практике учащихся учреждений начального профессионального образования Российской Федерации, подготавливающих квалифицированных рабочих для строительного комплекса (утратил силу на основании приказа Минобрнауки России от 09.10.2013 N 1129)

 УТВЕРЖДЕНО
Приказом
Министерства образования
Российской Федерации
                                        от 13 апреля 1993 года N 134

ПОЛОЖЕНИЕ
о производственном обучении
и производственной практике учащихся учреждений
начального профессионального образования Российской
Федерации, подготавливающих квалифицированных
рабочих для строительного комплекса


1. Общие положения

1.1. Образовательный процесс подготовки квалифицированных рабочих в учреждениях начального профобразования* включает теоретическое обучение, производственное обучение и производственную практику.

________________   

* К учреждениям начального профессионального образования относятся профессионально - технические училища, высшие профессиональные училища, профессиональные лицеи.

Производственное обучение является основой профессиональной подготовки квалифицированных рабочих.

Основная задача производственного обучения - формирование, закрепление и совершенствование профессиональных умений и навыков учащихся по осваиваемой профессии (группе профессий).

1.2. Производственное обучение учащихся учреждений начального профобразования, подготавливающих квалифицированных рабочих для строительства, осуществляется в несколько этапов и предусматривает обучение в учебно-производственных мастерских, на учебных полигонах или учебно-производственных участках строительных организаций (предприятий) и на строительных объектах.

Завершающим этапом производственного обучения является производственная практика, проводимая на рабочих местах строительства, во время которой учащиеся в составе рабочих бригад самостоятельно выполняют работы, характерные для соответствующей профессии и уровня квалификации.

1.3. Производственное обучение учащихся учреждений начального профобразования, подготавливающих квалифицированных рабочих для строительства, осуществляется по учебным планам и программам, разработанным на основе типовых, согласованных с организациями (предприятиями) - заказчиками рабочих кадров и утвержденными в установленном порядке.

Производственная практика учащихся проводится по программам, разработанным учебным заведением совместно с организацией (предприятием) - заказчиком рабочих кадров и утвержденным в установленном порядке.

1.4. Обучение и аттестация учащихся по безопасности труда осуществляется согласно действующих: Положения об организации работы по охране труда в профессионально-технических учебных заведениях, порядка аттестации и выдачи выпускникам профессионально-технических учебных заведений удостоверений на право обслуживания объектов котлонадзора и подъемных сооружений, подконтрольных органам Госгортехнадзора, программ производственного обучения и производственной практики, а также согласно нормативно-распорядительной документации по вопросам безопасности труда, действующей в отрасли и непосредственно в строительных организациях (предприятиях), где учащиеся проходят производственное обучение и практику.

2. Производственное обучение

2.1. Основным содержанием производственного обучения является обучение учащихся трудовым приемам, операциям и способам выполнения трудовых процессов, характерных для соответствующей профессии.

Содержание производственного обучения по профессиям, занятым в строительном комплексе, определяется требованиями профессионально - квалификационных характеристик, предусмотренных соответствующими ЕТКС. Конкретное содержание, объем и порядок выполнения работ на каждом рабочем месте устанавливаются в организациях (предприятиях) технологическими картами, инструкциями, разрабатываемыми на основе технологии выполнения работ по профессии.

2.2. Первоначальный период производственного обучения учащихся учреждений начального профобразования, подготавливающих квалифицированных рабочих для строительства, осуществляется в учебных мастерских, на учебных полигонах или учебно-производственных участках строительных организаций (предприятий). В дальнейшем производственное обучение проводится непосредственно на объектах строительно-монтажных организаций (предприятий).

В учебных мастерских учащиеся последовательно осваивают приемы, операции и способы выполнения строительных, сборочно-разборочных, регулировочных и др. (в зависимости от осваиваемой профессии) видов работ.

На учебных полигонах, учебно - производственных участках строительных организаций (предприятий) учащиеся осваивают приемы монтажа сборных элементов зданий, выполняют кладку каменных конструкций, отрабатывают первоначальные навыки управления дорожно - строительными машинами, автомобильными, гусеничными и пневмоколесными кранами, другими машинами, осваивают приемы их технического обслуживания, а также способы механизированного выполнения строительных работ.

Обучение учащихся на полигонах вождению соответствующих дорожно - строительных машин (бульдозера, скрепера, экскаватора, крана автомобильного, автовышки, автопогрузчика и др.) проводят мастера производственного обучения индивидуально с каждым учащимся по соответствующим программам и утвержденному графику.

На строительных объектах (предприятиях) учащиеся в составе учебных групп, ученических бригад (звеньев) последовательно закрепляют полученные в мастерских или на полигоне первоначальные навыки выполнения работ по профессии, обучаются приемам работы с применением современных механизмов, средств малой механизации, усовершенствованных инструментов и приспособлений, приобретают необходимые практические навыки самостоятельного, качественного выполнения работ по осваиваемой профессии (группе профессий), овладевают рыночными экономическими методами хозяйствования, прогрессивными методами труда.

В связи с переходом строительных организаций на рыночные экономические отношения производственное обучение может проводиться на самостоятельном строительстве объектов и выполнении самостоятельных видов строительных работ.

Производственное обучение на самостоятельном строительстве объектов целесообразно организовывать тем училищам, где ведется подготовка учащихся по основным общестроительным профессиям или в кооперации с другими училищами.

Перевод учащихся на строительный объект проводится только при освоении учащимися первоначальных навыков работы по профессии в учебных мастерских и на учебном полигоне.

Перед началом работ на строительном объекте с учащимися проводится инструктаж по технике безопасности и принимается зачет.

Главным требованием производственного обучения на строительных объектах, в т.ч. и на самостоятельном строительстве объектов, является выполнение содержания обучения учебных программ, создание условий для освоения учащимися прогрессивной технологии строительно - монтажных работ, возведения объектов индустриальными методами, освоения бригадных форм организации труда и экономических методов хозяйствования.

2.3. Занятия в учебных мастерских проводятся в форме урока производственного обучения или в составе ученических бригад.

При обучении на строительных объектах, в т.ч. и при самостоятельном строительстве, формами организации занятий являются обучение в составе ученической бригады, бригады квалифицированных рабочих или обучение на штатных рабочих местах.

Выбор той или иной формы организации занятий определяется особенностью изучаемой профессии, периодом обучения и материально - техническим обеспечением занятий.