На третьей ступени общего образования организуется профильное обучение на базе общеобразовательной подготовки с учетом потребностей, склонностей, способностей и познавательных интересов учащихся. Базисный учебный план третьей ступени распределяет учебное время в основном по образовательным областям.
Базисный учебный план третьей ступени отражает обязательный минимум содержания образования для всех профилей образования. Существенное увеличение школьного компонента позволяет общеобразовательному учреждению варьировать профильное обучение, использовать очно-заочное, дистантное и иные нетрадиционные формы организации образовательного процесса, а учащимся - реализовывать индивидуальные образовательные программы.
Образовательные области Филология, Математика, Естествознание, Обществознание могут быть представлены либо традиционным набором предметов, либо интегрированными курсами, при условии включения содержания, соответствующего требованиям образовательных стандартов (вариант 1 и 2).
Вариант 1 предусматривает организацию профильного обучения по следующим направлениям: гуманитарному, естественно-математическому, технологическому и общеобразовательному. Вариант 2 - по гуманитарному, социально-экономическому, физико-математическому, естественному, техническому. В рамках избранного профиля часы школьного и ученического компонентов могут быть использованы на дополнительные спецкурсы с учетом специализации.
Вариант 3 предполагает выделение в каждой из образовательных областей трех основных типов учебных курсов: курсов базового уровня, профильных курсов, спецкурсов или курсов углубленного изучения.
Базовые курсы не являются профилирующими; они предназначены для завершения образования учащихся в области базовых компетенций и являются преимущественно интегративными, обобщающими курсами. Содержание базовых курсов определяется стандартами базового образования для старшей ступени школы.
Профильные курсы предназначены для расширения и углубления общеобразовательной подготовки учащихся в данной области образования. Профильные курсы призваны обеспечить преемственность со следующей ступенью образования (среднего или высшего профессионального) в избранном направлении или области специализации.
Дальнейшая специализация учащихся в рамках выбранного профиля или направления образования проводится на основе курсов углубленного изучения (например, углубленного изучения математики или естественных наук) или различных спецкурсов, спецпрактикумов, модулей по выбору учащихся.
Учебный план не задает жесткого набора профильных курсов для каждого из возможных направлений, профилей и специализаций образования. Каждый ученик вправе самостоятельно указать интересующий его набор учебных предметов (базовых, профильных, специализированных) из числа предлагаемых школой в пределах допустимой учебной нагрузки. Такой подход позволяет каждому ученику формировать практически свою строго индивидуальную программу обучения.
Каждый вариант представляет примерные планы для профильного обучения.
Продолжительность урока в средней (полной) общеобразовательной школе во всех вариантах - 45 минут.