Недействующий

Об утверждении экспериментального Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации (фактически не применяется)

Вторая ступень общего образования


Содержание образования на второй ступени является относительно завершенным и базовым для продолжения обучения в средней (полной) общеобразовательной или профессиональной школе, создает условия для подготовки учеников к выбору профиля дальнейшего образования, их социального самоопределения и самообразования.

Вариантами 1 и 2 вторая ступень образования представлена шестью годами обучения, вариантом 3 - пятью и шестью годами обучения.

Особое место на этой ступени принадлежит 5-6 классам (продолжение начальной школы) и 9-10 классам (предпрофильная подготовка школьников). Содержание обучения в 5-6 классах должно реализовывать принцип преемственности с начальной школой, обеспечить адаптацию учащихся к новым для них условиям и организационным формам обучения, характерным для основной школы. В этой связи, в 5-6 классах часы школьного и ученического компонента рекомендуется в основном использовать на индивидуальные и групповые консультации. В 9-10-х классах, с одной стороны, завершается общеобразовательная подготовка по базовым предметам основной школы, а с другой - создаются условия для осознанного выбора обучающимся профиля обучения в старшем звене или иного варианта жизненной стратегии. Поэтому школьный и ученический компоненты на этом этапе основной школы целесообразно использовать на углубленное изучение отдельных образовательных областей и занятия поисково-исследовательского характера по желанию обучающихся.

Образовательная область Филология представлена предметами: русский язык, родной язык, литература, иностранный язык.

Обучение русскому языку предполагает формирование лингвистической, языковой и коммуникативной компетенции. Усиливается внимание к формированию этнокультуроведческой компетенции, включающей в себя сведения о языке как национально-культурном феномене, представления о связях языка с национальными традициями народа, осознание учащимися красоты и выразительности родной речи.

Усиливается социокультурный компонент изучения иностранных языков, повышается роль иностранного языка как источника знания о стране и мире. Доминантой языковых курсов должно быть формирование познавательной и коммуникативной культуры личности.

В курсе литературы усиливается нравственно-этический и культурно-эстетический аспекты. Большее внимание уделяется формированию культуры устной и письменной речи школьников.

Образовательная область Математика включает арифметику, алгебру и геометрию, начала теории вероятностей и математической статистики, элементы математического анализа. Став языком науки и техники, математика все шире проникает и в повседневную жизнь.

Грамотное владение математическим языком существенно расширяет коммуникативные возможности современного образованного человека.

Образовательная область Информатика представлена предметами информатика и информационные технологии, которые формируют системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучают информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации, формируют научные основы и навыки использования информационных технологий, необходимых во всех областях практической деятельности человека. Информатика дает возможность ее широкого использования при изучении других предметов в основной школе.

Образовательную область Естествознание составляют интегрированный курс естествознание в 5 и 6 классах и базовые предметы физики, биологии, химии в последующих классах.

Естественнонаучное образование в 5-6 классах строится с учетом психологических особенностей, присущих не только школьникам младших классов, но и во многом детям 11-12-летнего возраста - склонности к целостному восприятию мира. Курс естествознания продолжает формировать целостную картину мира, представления о единстве и многообразии свойств неживой и живой природы, готовит обучающихся к освоению основ наук о природе. Систематические курсы физики, химии, биологии углубляют знания об окружающем мире, способствуют приобретению навыков применения достижений науки в практической деятельности. Знания и умения, полученные учащимися в рамках данной образовательной области, формируют широкий взгляд на мир, человечество и природу, ответственное отношение к окружающей среде.

В образовательную область Обществознание входят предметы: история, обществоведение, география и интегрированный курс граждановедение (5-8 кл. - вариант 2).

История формирует систему знаний об истории человеческого общества, месте в ней России, воспитывает гражданина и патриота Отечества. Интегрированный курс обществоведения приобщает учащихся к гражданской культуре, освоению начал правовых, социологических, политологических, экономических, культурологических знаний, создающих возможность для освоения молодыми поколениями основных социальных отношений, умения отстаивать свои права, воспитания толерантности, умения вести диалог, находить содержательные компромиссы, использовать возможности правовой системы государства.

Включение в эту область курса географии дает возможность более широкой реализации межпредметных связей не только обществоведческих предметов (история, экономическая и социальная география), но и между природой (физическая география) и обществом (история, обществознание, экономика, экономическая география). При этом развитие общества рассматривается как во времени (история), так и в пространстве (география).

При изучении модулей по обществоведению (вариант 3) каждый ученик может выбрать только 2 из четырех предлагаемых курсов. Поэтому аудиторная нагрузка на одного ученика составляет только 4 академических часа в неделю.

Баланс между минимумом учебного времени, отводимым на естествознание и обществознание, может быть сохранен или изменен школой за счет школьного учебного плана. Принципиально важным является использование дополнительных возможностей вариативной части учебного плана для удовлетворения интереса учащихся к естествознанию или обществознанию в проектных, практических, поисковых формах обучения.

Образовательная область Искусство может быть представлена предметами: изобразительное искусство, музыка, танец, мировая художественная культура. В 9-10 классах мировая художественная культура может быть интегрирована в программы по литературе и истории или изучается учащимися факультативно (вариант 1 и 2). При изучении модулей по искусству (вариант 3) каждый ученик может выбрать только один из двух предлагаемых курсов, поэтому аудиторная нагрузка одного ученика составляет 2 академических часа в неделю.

Образовательная область Технология формирует следующие умения: находить, обрабатывать и использовать необходимую информацию, читать и выполнять несложную проектную, конструкторскую и технологическую документацию; проектировать предмет труда в соответствии с предполагаемыми функциональными свойствами, требованиями дизайна или художественного оформления, планировать свою практическую деятельность; оценивать возможную экономическую эффективность различных способов оказания услуг, конструкций материальных объектов труда и технологии их изготовления.

Образовательная область Физическая культура, направленная на развитие физического здоровья учащихся, включает как занятия общеразвивающего и общеукрепляющего характера, так и элементы спортивной подготовки (в том числе виды спорта, традиционные для данного региона). Содержание строится с учетом изменения физических особенностей и возможностей учащихся.

Образовательная область Основы безопасности жизнедеятельности представлена курсом ОБЖ, который формирует у учащихся знания и умения оптимального поведения в экстремальных ситуациях, включает отдельные сведения о безопасности жизнедеятельности.

Продолжительность урока в основной школе во всех вариантах учебного плана - 45 минут.