Недействующий

     

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 6 марта 2001 года N 834


Об утверждении экспериментального
Базисного учебного плана общеобразовательных
учреждений Российской Федерации

_______________________________________________________________________________
Фактически не применяется. См. приказ Минобразования России от 09.03.2004 N 1312
 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных
планов для образовательных учреждений Российской Федерации,
реализующих программы общего образования"

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________
Документ не нуждается в госрегистрации Министерством юстиции Российской Федерации
(Письмо Минюста Российской Федерации от 13.04.2001 N 07/3663-ЮД)
_______________________________________________________________________________


Для проведения эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования

приказываю:

1. Утвердить доработанный в соответствии с решением совместной коллегии Министерства образования Российской Федерации и Российской академии образования и одобренный Федеральным координационным советом по общему образованию экспериментальный Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приложение).

2. Органам управления образованием субъектов Российской Федерации довести до сведения руководителей общеобразовательных учреждений, участвующих в эксперименте, Базисный учебный план как основу для разработки учебного плана общеобразовательного учреждения.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра образования А.Ф.Киселева.

Министр
В.М.Филиппов

     

Приложение
к приказу Минобразования России
от 6 марта 2001 года N 834

     
Экспериментальный Базисный учебный план
общеобразовательных учреждений Российской Федерации

     

Пояснительная записка


Предлагаемые варианты Базисного учебного плана соответствуют действующему законодательству Российской Федерации в области образования, реализуют основные принципы Концепции структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе).

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации: определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав образовательных областей и учебных предметов, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, образовательным областям и учебным предметам, опираясь на опыт, практику и традиции отечественной и мировой школы.

Базисный учебный план представляет собой нормативную базу для создания общеобразовательными учреждениями Российской Федерации рабочих учебных планов с учетом специфики и условий их функционирования.

Каждая ступень образования в Базисном учебном плане представлена тремя вариантами.

Базисный учебный план является механизмом разграничения полномочий и ответственности общеобразовательного учреждения, федеральных и региональных органов управления по формированию содержания образования за счет разделения содержания на федеральный, национально-региональный, школьный и ученический компоненты. В вариантах Базисного учебного плана выделен объем (в процентах) содержания образовательной области и учебного предмета, который определяется органами управления образованием субъектов Российской Федерации.

Представлены учебные планы для общеобразовательных учреждений с русским (родным) языком обучения, русским (неродным) языком обучения и с родным (нерусским) языком обучения (I и II ступеней общего образования), для однокомплектных средних (полных) общеобразовательных учреждений (III ступень общего образования).

В Базисный учебный план включены базовые курсы и учебные модули. Включение в образовательный процесс учебных модулей рассматривается как один из возможных механизмов плавной поэтапной модернизации традиционного содержания образования и нормализации учебной нагрузки, а также пропедевтической подготовки учащихся к профилированному обучению на III ступени.

Часы школьного компонента во всех вариантах Базисного учебного плана используются на изучение предметов, обозначенных в образовательных областях (в том числе для углубленного изучения), на введение новых учебных курсов или модулей, факультативов, проведение индивидуальных и групповых занятий.

За счет часов ученического компонента реализуются новые формы и приемы организации образовательного процесса, обеспечивающие личностную ориентацию, включая организацию индивидуальной и групповой поисково-исследовательской работы, проектной и активно-двигательной деятельности обучающихся. Эти часы лучше использовать в шестой развивающий день. Занятия, проводимые в шестой развивающий день, не относятся к максимальной учебной нагрузке и могут не использоваться обучающимися.

Общеобразовательные учреждения, исходя из планируемых образовательных целей, учитывающих нормативы федерального и региональных образовательных стандартов в соответствии с действующим законодательством, могут сами определять продолжительность учебной недели.

В Базисном учебном плане заложена возможность полноценного, качественного изучения иностранного языка за счет более раннего начала, а затем продолжения его изучения на всех ступенях обучения. Время на изучение иностранного языка может также быть существенно увеличено за счет школьного компонента.

Первая ступень общего образования


Содержание образования на первой ступени реализуется преимущественно через образовательные области, обеспечивающие целостное восприятие мира. Это достигается за счет введения интегрированных курсов, использования школьного и ученического компонентов, деятельностного подхода и индивидуализации обучения (вариант 1 и 2), включения учебных модулей (вариант 3).

Современные тенденции развития Российского государства, необходимость интеграции России в мировое сообщество обусловили введение в начальной школе изучения иностранного языка и информационных технологий. Включение информационных технологий связано с необходимостью подготовки школьников к использованию их как средства повышения эффективности познавательной и практической деятельности учащихся при изучении всех учебных предметов.

Если в общеобразовательных учреждениях нет условий для введения иностранного языка и информатики, то часы, отведенные на эти предметы, передаются в школьный компонент.

Продолжительность урока в начальной школе:

в I классах - 35 минут;

во II-IV классах - 40-45 минут (по решению общеобразовательного учреждения).

Базисный учебный план
начальных общеобразовательных учреждений
вариант-1

Образовательная область

Образовательные компоненты

Количество часов в неделю
по классам

Нац.-регион. компонент

  

  

  

  

  

  

1

2

3

4

  

Федеральный компонент

Филология

Русский язык
Литература
Иностранный язык

6
2
-

6
2
2

5
2
2

5
2
2

до 20%

Математика

Математика

4

4

4

4

  

Информатика

Информатика и информационные технологии

  

  

1

1

  

Естествознание, обществознание

Окружающий мир

1

1

2

2

до 25%

Искусство

Изобразительное
искусство, музыка,
танец

2

2

2

2

до 30%

Физическая культура

Физическая культура

2

2

2

2

до 30%

Технология

Технология

2

2

2

2

до 30%

Итого

  

19

21

22

22

  

Школьный компонент

Занятия по выбору, факультативы

1

2

2

2

  

Максимальная нагрузка обучающегося

20

23

24

24

  

Ученический компонент

Индивидуальные и групповые
консультации, занятия активно-
двигательного и поискового характера

5

5

5

5

  

Общий объем учебного плана

25

28

29

29

  

     

Базисный учебный план
начальных общеобразовательных учреждений
с русским (родным) языком обучения
вариант-2

Введение в образовательную область

Образовательн. компоненты

Количество часов в неделю по классам

  

  

1

2

3

4

В т.ч. нац.-рег.комп.

Федеральный компонент

Словесность

Русский язык
Литер. чтение
Иностр. язык

4
5
-

5
4
2

5
3
2

5
3
2

до 20%

Математика

Математика

4

4

4

4

  

Человек и окружающий мир

Окружающий мир, информац. технол., ОБЖ

2

2

3

3

до 25%

  

Труд

1

1

1

1

до 25%

Искусство

Изо
Музыка

1

1

1

1

до 30%

  

  

1

1

1

1

  

Физическая культура

Физическая культура

2

2

2

2

до 30%

Итого

  

20

22

22

22

  

Школьный компонент

Занятия по выбору, факультативы

-

2

2

2

  

Максимальная нагрузка
обучающегося

20

24

24

24

  

Ученический компонент

Индивидуальные и групповые консультации, занятия активно-двигательного и поискового характера

4

4

4

4

  

Общий объем учебного плана

24

28

28

28

  

     

Базисный учебный план
начальной школы Российской Федерации с
русским (неродным) и родным (нерусским)
 языком обучения
вариант-2

Введение в образовательную область

Образовательн. компоненты

Количество часов в неделю по классам

  

  

1

2

3

4

В т.ч. нац.-рег. комп.

Федеральный компонент

Словесность

Русский язык и литер.чтение

5

5

5

5

100%

  

Родион язык и литер.чтения

5

5

5

5

  

  

  

  

  

  

  

  

Математика

Математика

4

4

4

4

  

Человек и окружающий мир

Окружающий мир, информац. технол., ОБЖ

1

2

3

3

до 25%

  

Труд

1

1

1

1

до 25%

Искусство

Изо

1

1

1

1

до 30%

  

Музыка

1

1

1

1

  

Физическая культура

Физическая культура

2

2

2

2

до 30%

Итого

  

20

21

22

22

  

Школьный компонент

Занятия по выбору, факультативы

-

2

2

2

  

Максимальная нагрузка обучающегося

20

23

24

24

  

Ученический компонент

Индивидуальные и групповые консультации, занятия активно-двигательного и поискового характера

4

4

4

4

  

Общий объем учебного плана

24

27

28

28

  

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»