________________
* Концепция разработана Госстроем России (Дроновым А.А., Скопцовой М.М., Чернышевым Л.Н., Фатахетдиновой А.И., при участии Бычковского И.В.).
Действующая в настоящее время модель формирования себестоимости и ценообразования на услуги жилищно-коммунального хозяйства основывается на монопольных принципах, когда выполнение всего технологического цикла работ по производству, транспортировке и оказанию услуг производится одной организацией. Такой подход затрудняет получение подряда сторонними организациями в технологической цепочке производства и предоставления жилищно-коммунальных услуг.
По существу остаются нерешенными терминологические аспекты процесса ценообразования. Неоднозначность определения таких понятий, как затраты, стоимость, цена*, тарифы** на ЖКУ и другие не дает возможности установить единый подход к формированию экономических показателей и, прежде всего, тарифов, что, в конечном итоге, приводит к искажению финансово-экономической информации.
________________
* Цена (стоимость) - денежное выражение стоимости товара, услуги; то, чем окупается или возмещается производство и поставка товара, услуги.
** Тариф - система ценовых ставок за пользование товара, услуги (например, расчеты за коммунальные услуги).
Существующая система ценообразования, основанная на ограничении рентабельности предприятий-поставщиков услуг, слабо заинтересовывает коммунальные предприятия в снижении затрат, не создает стимулов к повышению эффективности их деятельности, так как снижение затрат приводит к снижению цены на единицу услуги и абсолютной величины прибыли, в то время как рост затрат компенсируется ростом цены. Как следствие, такой подход ведет к заинтересованности предприятия в росте, а не в снижении затрат. Подобная практика делает невозможным привлечение инвестиционных ресурсов в отрасль, так как использование нормативной себестоимости как базы для формирования цены приводит к несоответствию последней структуре реальных финансовых потребностей предприятия.
При затратном подходе к формированию цены игнорируется фактор спроса - готовность и возможность потребителей (организаций, населения и бюджета) оплачивать услуги соответствующего качества и соответствующей стоимости.
Одной из наиболее острых проблем при этом остается наличие перекрестного субсидирования, когда разные группы потребителей получают один и тот же вид коммунальных услуг по разным тарифам. При этом в наиболее тяжелом положении оказываются промышленные предприятия, которые фактически субсидируют льготные тарифы для населения и бюджетных организаций.
В этих условиях, по существу, становится невозможным прогнозирование перехода жилищно-коммунального хозяйства на безубыточный режим функционирования, так как отсутствуют четкие критерии фактического уровня оплаты населением от полной стоимости услуг и необходимого размера бюджетного ассигнования.
Отсутствие упорядоченной ценовой и тарифной политики обусловливает также высокую дифференциацию стоимости жилищно-коммунальных услуг по регионам и муниципальным образованиям (различие в стоимости услуг ЖКХ достигает от 20 до 50 раз и более в пределах одного климатического региона).
Учитывая значимость перечисленных проблем, а также имеющиеся полномочия органов власти субъектов Федерации и местного самоуправления в сфере цено- и тарифообразования, не допускающих жесткого регулирования этих процессов с федерального уровня, разработана Концепция ценовой и тарифной политики ЖКХ в Российской Федерации, которая закладывает основные направления и принципы перехода на местах к открытой, адекватной современным экономическим условиям процедуре формирования цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
1. Общие положения
1.1. Совершенствование политики ценообразования должно проводиться с учетом соблюдения интересов всех участников процесса реформирования ЖКХ и, в первую очередь, создавать условия для обновления материальной базы отрасли - основных фондов и развития современной инженерной инфраструктуры, позволяющей предоставлять услуги в необходимом количестве и надлежащего качества.
1.2. Политика ценообразования и регулирования* тарифов в жилищно-коммунальном хозяйстве является составной частью общей ценовой политики Российской Федерации в период становления рыночной экономики и реформирования отрасли.
________________
* Регулировать - упорядочивать (подчинять определенному порядку, правилам) с целью приведения к установленным требованиям.
Основными задачами новой системы ценообразования в ЖКХ являются:
- обоснование уровня затрат, непроизводительных потерь и стоимости коммунальных услуг, четкий учет и справедливость цен и тарифов;
- формирование социально-экономических обоснованных цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги, отражающих финансовые возможности и потребности поставщиков и потребителей ЖКУ;
- оптимизация и регулирование процесса ценообразования в ЖКХ;
- определение стоимости жилищно-коммунальных услуг на всех этапах их производства и поставки потребителю;
- поэтапный переход к введению (установлению*) единых (одинаковых) цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для всех потребителей;
________________
* Устанавливать - утвердить, ввести в действие.
- разработка отраслевой (федеральной, региональной и муниципальной) нормативной базы формирования и регулирования цен и тарифов на ЖКУ, разграничивающей полномочия каждого уровня управления.