Приложение N 4
к постановлению Государственного
комитета Совета Министров СССР
по вопросам труда и заработной платы
и Секретариата Всесоюзного Центрального
Совета Профессиональных Союзов
от 21 марта 1960 года N 402/9
ПОЛОЖЕНИЕ
о рабочем времени и времени отдыха
плавающего состава судов морского флота
I. Рабочее время
1. Для плавающего состава судов морского флота установлен семичасовой рабочий день, а в предвыходные и предпраздничные дни - шестичасовой рабочий день. Для отдельных категорий плавающего состава занятых на работах с вредными условиями труда, установлен сокращенный рабочий день.
2. На судах с круглосуточной работой для членов экипажей может устанавливаться восьмичасовой график вахт и судовых работ и за время, отработанное сверх установленного рабочего дня, членам экипажей предоставляются дополнительные дни отдыха.
Перечень должностей работников, для которых устанавливается восьмичасовой график вахт и судовых работ, утверждается пароходством или другой организацией, имеющей суда морского флота, по согласованию с бассейновым или другим соответствующим комитетом профсоюза.
3. При стоянках в портах и во всех случаях вывода судов из эксплуатации (ремонт, отстой и т.п.) устанавливается, как правило, для членов экипажей семичасовой график вахт и судовых работ.
В порядке исключения, в зависимости от конкретных условий, капитанам предоставляется право по согласованию с судовым комитетом профсоюза устанавливать при стоянках в портах для отдельных членов экипажа восьмичасовой график вахт и судовых работ.
4. Для кочегаров судов, работающих на твердом топливе, продолжительность рабочего дня на ходу установлена шесть часов, а на стоянках - семь часов.
5. На судах в период их эксплуатации допускается установление в течение суток нескольких вахт меньшей продолжительности, чем общая продолжительность рабочего дня плавающего состава (четыре, три или два часа).
При этом суммарная продолжительность вахт должна равняться установленной продолжительности рабочего дня плавающего состава.
6. На судах, где из-за отсутствия жилых помещений для размещения полной штатной численности экипажа нет возможности ввести трехсменную работу (вахту), министерством и ведомством СССР или совнархозом может быть введена в порядке исключения по согласованию с соответствующим профсоюзным органом двухсменная работа (вахта), а для кочегаров судов, работающих на твердом топливе во время хода судна, - трехсменная работа (вахта).
7. В пунктах погрузки и выгрузки, где не имеется грузчиков, к работе по погрузке и выгрузке судов могут привлекаться члены экипажей судов с соблюдением общих правил и норм трудового законодательства.
8. Общая продолжительность сверхурочных работ для каждого члена экипажа судна, за исключением авральных работ, а также погрузочно-разгрузочных работ, указанных в пункте 7 настоящего положения, и работ, выполняемых за недостающих по штату членов экипажа, не должна превышать 10 часов в месяц.
9. Для плавающего состава судов морского флота продолжительность вахт в ночное время не сокращается.
10. Во время стоянки судов в портах или на рейде по распоряжению капитана могут быть оставлены во внеурочное время члены экипажа для обеспечения безопасности судна.
11. При стоянках в портах в зависимости от конкретных условий и в случаях вывода судов из эксплуатации (ремонт, отстой и т.п.) для командного состава может устанавливаться суточное дежурство с предоставлением на следующий день отгула продолжительностью одни сутки.
II. Время отдыха
12. Плавающий состав судов морского флота в соответствии с действующим законодательством о труде пользуется правом на:
а) ежедневный отдых;
б) еженедельный день отдыха;
в) отдых в праздничные дни;
г) сокращенный рабочий день в предвыходные и предпраздничные дни;
д) очередной (основной) и дополнительные отпуска.
13. Члены экипажей судов с круглосуточной работой, кроме еженедельного дня отдыха, получают дополнительные дни отдыха за работу сверх установленной продолжительности рабочего времени.
Для определения числа дополнительных дней отдыха, предоставляемых за работу сверх установленной продолжительности рабочего времени, из общего числа часов, проработанных в данном периоде (без сверхурочных, авральных и погрузочно-разгрузочных работ, а также работ за недостающих по штату членов экипажей), вычитается число нормальных рабочих часов при семичасовом рабочем дне в данном периоде. За каждые семь часов, проработанных сверх нормального числа рабочих часов, предоставляется один дополнительный день отдыха.