МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по порядку исчисления и уплаты единого социального налога (взноса)
(с изменениями на 13 ноября 2001 года)
Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с главой 24 "Единый социальный налог (взнос)" Налогового кодекса Российской Федерации и разъясняют порядок исчисления и уплаты в государственные социальные внебюджетные фонды единого социального налога (взноса) (далее - налог).
1. Налог уплачивается с 01.01.2001 в соответствии с частью второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), утвержденной Федеральным законом от 05.08.2000 N 117-ФЗ и введенной в действие с 01.01.2001 Федеральным законом от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах", с учетом изменений и дополнений, внесенных Федеральным законом от 29.12.2000 N 166-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации".
Следовательно, нормативные правовые акты по порядку исчисления и уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования (далее - фонды), обязанность по уплате которых возникла после введения в действие главы 24 Кодекса, не применяются.
2. При применении статьи 235 Кодекса следует учитывать, что налогоплательщиками признаются:
2.1. Работодатели, производящие выплаты наемным работникам, в том числе:
а) организации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Кодекса к организациям относятся юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации;
б) организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, на основании абзаца второго пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства";
в) индивидуальные предприниматели, к которым согласно пункту 2 статьи 11 Кодекса относятся физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы, включая индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности. В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 11.03.92 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" оказание услуг в сфере охранной деятельности разрешается только предприятиям, специально учреждаемым для их выполнения. Частные охранники, имеющие лицензию на право оказания охранных услуг и осуществляющие свою деятельность на основании трудовых соглашений, заключаемых со службами безопасности организаций (частными охранными предприятиями), являются работниками по отношению к данным организациям. Таким образом, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 235 Кодекса указанные организации как работодатели, производящие выплаты наемным работникам (охранникам), являются плательщиками единого социального налога (взноса) и, соответственно, применяют ставки налога, порядок исчисления и уплаты налога для данной категории плательщиков (пункт 1 статьи 241, статья 243 Кодекса) (абзац дополнен приказом МНС России от 13 ноября 2001 года N БГ-3-05/502 - см. предыдущую редакцию);
г) родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования.
Согласно статье 1 Федерального закона от 20.07.2000 N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" семейные (родовые) общины малочисленных народов - это формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам, объединяемых по кровнородственному признаку, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся традиционными промыслами;
д) крестьянские (фермерские) хозяйства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющий деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.
Вместе с тем, крестьянское (фермерское) хозяйство, зарегистрированное до введения в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации согласно пункту 1 статьи 1 Закона РСФСР от 22.11.90 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", наделено правами юридического лица.
Таким образом, крестьянское (фермерское) хозяйство может быть представлено следующими организационно-правовыми формами:
1) Глава крестьянского (фермерского) хозяйства - как индивидуальный предприниматель;
2) Крестьянское (фермерское) хозяйство - как юридическое лицо.
При этом, глава крестьянского (фермерского) хозяйства и крестьянское (фермерское) хозяйство могут выступать в качестве работодателя и, следовательно, являться плательщиками налога как со своего дохода, так и с выплат и вознаграждений, начисленных наемным работникам. В этом случае ими представляется в налоговый орган две декларации об уплате налога по двум основаниям и расчет по уплате авансовых платежей по налогу за наемных работников.
Обязанности налогоплательщика-работодателя возлагаются в этом случае как на крестьянские (фермерские) хозяйства - юридические лица, так и на глав крестьянских фермерских хозяйств - индивидуальных предпринимателей как лиц, производящих выплаты и вознаграждения наемным работникам.
Обязанности налогоплательщика - как лица, самостоятельно получающего доходы, возлагаются на:
- главу крестьянского (фермерского) хозяйства - индивидуального предпринимателя;
- главу крестьянского (фермерского) хозяйства, зарегистрированного в качестве юридического лица. В данном случае глава крестьянского (фермерского) хозяйства не является работодателем по отношению к членам данного крестьянского (фермерского) хозяйства и производит лишь распределение полученного совместно дохода между членами крестьянского (фермерского) хозяйства.
2.2. Индивидуальные предприниматели.
В соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" оказывать сопутствующие аудиту услуги могут в том числе предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица (индивидуальные аудиторы) (абзац в редакции приказа МНС России от 13 ноября 2001 года N БГ-3-05/502 - см. предыдущую редакцию).
Таким образом, аудиторы являются плательщиками налога в качестве индивидуальных предпринимателей.
Индивидуальные предприниматели, применяющие в соответствии с Федеральным законом от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" упрощенную систему налогообложения, являются плательщиками налога.
Если налогоплательщик одновременно относится к нескольким категориям налогоплательщиков, он признается отдельным налогоплательщиком по каждому отдельно взятому основанию.