ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС
СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 марта 1987 года N 325
О мерах по коренному улучшению качества подготовки и использования специалистов с высшим образованием в народном хозяйстве
____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации
с 21 февраля 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 3 февраля 2020 года N 80
____________________________________________________________________
_______________
Приложения не приводятся.
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР
постановляют:
1. ЦК компартий союзных республик, крайкомам, обкомам и горкомам партии, Министерству высшего и среднего специального образования СССР, министерствам и ведомствам СССР, Советам Министров союзных республик принять меры по коренному совершенствованию деятельности высших учебных заведений. Сосредоточить усилия партийных, советских и хозяйственных органов, ректоратов, партийных, профсоюзных и комсомольских организаций вузов на выполнении установок XXVII съезда партии, требований январского (1987 года) Пленума ЦК КПСС по перестройке высшего образования, рассматривая эту работу как одну из неотложных, важнейших задач ускорения социально-экономического развития страны, современной кадровой политики.
Высшая школа призвана оказывать долговременное, все возрастающее воздействие на ускоренное движение вперед социалистического общества, динамичное преобразование экономики, совершенствование общественных отношений, коренную перестройку всех сторон его жизни. Особая роль принадлежит ей в развитии духовной культуры народа, в активизации человеческого фактора. Исходя из этого необходимо выйти на новое качество подготовки специалистов в тесной связи с коренным улучшением их использования, обогатить идейно-теоретическое, гуманитарное содержание высшего образования, усилить его связь с общественной практикой.
Обеспечить подготовку кадров, сочетающих глубокую профессиональную компетентность и идейную убежденность, высокую культуру, гражданскую активность, воспитанных в духе коммунистической нравственности, советского патриотизма и социалистического интернационализма. Формировать у специалистов стремление к постоянному обогащению и обновлению знаний, современное экономическое мышление, навыки научной организации управленческой деятельности, способности инициативно и ответственно решать задачи научно-технического, социального и культурного прогресса.
2. Министерству высшего и среднего специального образования СССР осуществить коренную перестройку учебного процесса и структуры подготовки кадров. Обеспечить переход к подготовке специалистов широкого профиля на основе сочетания фундаментальных общенаучных, общепрофессиональных знаний и направленной практической подготовки. Для более полного учета интересов отраслей народного хозяйства в процессе обучения студентов проводить специализацию их подготовки с участием предприятий и организаций.
Пересмотреть по согласованию с Госпланом СССР, заинтересованными министерствами и ведомствами структуру подготовки кадров и к 1987/88 учебному году утвердить новый перечень специальностей, по которым ведется подготовка специалистов в высших учебных заведениях, значительно сократив число специальностей. В соответствии с потребностями отраслей народного хозяйства и основными тенденциями развития науки и техники обеспечить постоянное обновление номенклатуры специальностей. Разработать и ввести не позднее 1988/89 учебного года новые учебные планы и программы.
Дифференцировать содержание и сроки подготовки специалистов в зависимости от характера их будущей профессиональной деятельности - технологической, эксплуатационной, управленческой, конструкторской, исследовательской и другой.
Организовать подготовку кадров для научных учреждений, конструкторских и проектных организаций, наукоемкого производства и научных подразделений предприятий по их заявкам, в том числе путем перевода студентов, проявивших склонности к научному и техническому творчеству, на индивидуальные учебные планы с продлением общего срока обучения до 6 лет, а также в форме научной стажировки. Определять перечень высших учебных заведений, в которых может осуществляться подготовка указанных специалистов, согласуя ее объемы с Госпланом СССР.
Предоставить учебным заведениям право использовать, по их усмотрению, до 15 процентов учебного времени для оперативного отражения в учебных планах и программах новейших достижений в соответствующих областях науки и техники, а также характера будущей работы специалиста.
В целях развития творческих способностей будущих специалистов, усиления индивидуальной подготовки:
предусмотреть при проведении практических, семинарских и лабораторных занятий деление учебной группы на две подгруппы;
сократить количество обязательных аудиторных занятий на дневных отделениях. Значительно повысить роль самостоятельной работы студентов, улучшить ее планирование и организацию, усилить контроль и помощь со стороны преподавателей. Установить, что учебно-методическое руководство самостоятельными занятиями студентов является видом учебной работы преподавателя, на которую отводится до 12 часов в неделю на I - III курсах и до 16 часов - на старших курсах;
широко применять дискуссии, деловые игры, моделирование производственных ситуаций и другие активные методы обучения. Развивать научно-исследовательскую работу студентов как обязательный элемент подготовки специалистов.
3. Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР считают, что первостепенной обязанностью профессоров и преподавателей высшей школы является неуклонное проведение в жизнь ленинского принципа единства обучения и воспитания в подготовке специалистов. Важно обеспечить решающую роль учебного процесса в формировании духовных устоев личности современного советского интеллигента, его научного мировоззрения, широкого кругозора. Необходимо в курсах лекций, на семинарских и практических занятиях убедительно раскрывать социальные приоритеты и гуманистические ценности социализма, роль и место человеческого фактора в совершенствовании советского общества. Систематически рассматривать на заседаниях ученых советов институтов и факультетов, на кафедрах методологические аспекты изучаемых предметов. Развивать у студентов диалектическое мышление, раскрывать сущность явлений во всей их полноте, многообразии и противоречиях.
Требуется углублять фундаментальную подготовку студентов, вести преподавание всех дисциплин на уровне высших достижений современной науки. Усилить междисциплинарные связи изучаемых предметов. На основе математизации общенаучных и специальных дисциплин добиваться овладения специалистами современными методами и средствами научного анализа. Обеспечить непрерывное, на протяжении всего периода обучения, экономическое образование, а также правовую и экологическую подготовку студентов. Предоставить им более широкую возможность для изучения вопросов теории и истории отечественной и мировой культуры.
4. Ректоратам, партийным, комсомольским и профсоюзным организациям вузов создавать в студенческих коллективах обстановку напряженного творческого труда по овладению знаниями, атмосферу принципиальной взаимной требовательности. Всемерно развивать и поощрять состязательность студентов в учебе, воспитывать у них целеустремленность, волю, усердие, высокую ответственность за результаты своего труда.
Совершенствовать систему отбора будущих специалистов в течение всего срока их обучения. С этой целью:
улучшить организацию экзаменов и зачетов как важного инструмента объективной и строгой оценки знаний студентов;
решительно избавляться уже на младших курсах от студентов, допускающих безответственное отношение к учебе;
практиковать в высших учебных заведениях аттестацию студентов дневных отделений по завершении изучения общенаучных и общепрофессиональных дисциплин. По ее результатам осуществлять распределение по специализациям, отбирать лучших студентов на углубленную подготовку с продленным сроком обучения, в том числе путем перевода в ведущие вузы студентов, рекомендованных другими учебными заведениями;
поднять роль государственных экзаменационных комиссий в обеспечении взыскательной оценки качества подготовки специалистов;
расширить практику перевода студентов, обучающихся без отрыва от производства и добившихся высоких результатов в учебе, на дневную форму обучения.
Повысить уровень организации учебного процесса - важного фактора воспитания студентов в духе высокой дисциплины и собранности. Обеспечить рациональные расписания занятий, четкую работу кафедр, лабораторий, библиотек, всех подразделений, создавать благоприятные условия для творческой работы преподавателей и студентов.
Решительно укреплять дисциплину, дорожить каждым часом занятий. Категорически запретить в учебное время проведение общественных мероприятий и отвлечение студентов на работы, не связанные с учебным процессом.
5. В целях повышения качества учебного процесса, широкого развития и углубления индивидуальных форм обучения, устранения зависимости численности преподавателей от отсева студентов Госплану СССР, Министерству финансов СССР, Министерству высшего и среднего специального образования СССР, Советам Министров союзных республик, министерствам и ведомствам, имеющим высшие учебные заведения, определять численность профессорско-преподавательского состава вузов по дневной форме обучения исходя из контингента студентов, рассчитанного в соответствии с планами приема и установленным сроком обучения без учета отсева, а по остальным формам обучения - по фактическому контингенту. Переход на этот метод расчета численности преподавателей осуществить постепенно по курсам обучения начиная с 1988 года. Приступить в двенадцатой пятилетке к постепенному снижению соотношения среднего числа студентов, приходящихся на одного преподавателя, в основном довести его в среднем по стране в тринадцатой пятилетке по дневной форме обучения до 1:8, по вечерней - до 1:15, по заочной - до 1:35. При уменьшении планов приема студентов не сокращать число преподавателей в вузах до достижения соотношений, установленных на тринадцатую пятилетку.
6. Министерству высшего и среднего специального образования СССР, ректорам и партийным организациям высших учебных заведений осуществить меры по значительному повышению идейно-теоретического и методического уровня преподавания общественных наук как незыблемой основы формирования марксистско-ленинского мировоззрения и идейной убежденности специалиста.
Привести содержание учебных курсов в соответствие с решениями XXVII съезда партии, положениями и выводами Политического доклада ЦК КПСС съезду, новой редакции Программы КПСС и установками ЦК КПСС, выдвинутыми на Всесоюзном совещании заведующих кафедрами общественных наук (1986 года) в Кремле. Всесторонне и глубоко раскрывать революционно-преобразующую деятельность Коммунистической партии на современном этапе, ее борьбу за ускорение социально-экономического развития страны, совершенствование хозяйственного механизма, перестройку всех сторон общественной жизни в духе требований январского (1987 года) Пленума ЦК КПСС.
Создать условия для систематического и основательного изучения студентами трудов К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина, документов КПСС. Увеличить время на проведение семинарских занятий и организацию самостоятельной работы студентов за счет сокращения лекционных курсов. Перейти повсеместно к чтению проблемных лекций по узловым вопросам марксистско-ленинской теории. Обеспечить активное участие студентов в каждом семинаре с зачетом по всем изучаемым темам.
Совместно с Академией наук СССР, Институтом марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, Академией общественных наук при ЦК КПСС разработать единые учебные программы по истории КПСС, философии, политической экономии и научному коммунизму, дифференцированные для вузов различного профиля и типа, обеспечивающие преподавание революционной теории как целостного учения в единстве его составных частей. Подготовить на основе этих программ и издать новые учебники. Установить во всех высших учебных заведениях итоговый государственный экзамен по марксизму-ленинизму.
7. Министерству высшего и среднего специального образования СССР, Госплану СССР, министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик обеспечить в текущей пятилетке переход на новый тип взаимодействия высшей школы, производства и науки, предусматривающий, как правило, целевую подготовку специалистов на основе договоров, заключаемых между министерствами и ведомствами, для которых готовятся кадры, и Министерством высшего и среднего специального образования СССР, а также другими министерствами и ведомствами, имеющими в своем подчинении вузы, и непосредственно между предприятиями, организациями и высшими учебными заведениями в рамках государственных планов подготовки специалистов. Установить, что министерства и ведомства отраслей материального производства возмещают Министерству высшего и среднего специального образования СССР, министерствам и ведомствам СССР, имеющим вузы, Советам Министров союзных республик часть затрат на обучение студентов, связанных с обеспечением требуемого качества подготовки специалистов, из централизованных фондов и резервов министерств и ведомств. Предприятия (организации) компенсируют министерствам и ведомствам эти средства из фонда развития производства, науки и техники. Размеры отчислений определяются на основе норматива частичного возмещения затрат на подготовку одного специалиста и лимитов ежегодного направления министерствам и ведомствам молодых специалистов. Принять предложение Госплана СССР, Министерства высшего и среднего специального образования СССР и Министерства финансов СССР об утверждении указанного норматива на 1988 - 1990 годы в размере 3000 рублей.
Отчисляемые средства используются в качестве источника финансирования капитальных вложений на строительство и реконструкцию объектов высшей школы, на приобретение оборудования, приборов, средств вычислительной техники. Госплану СССР по предложениям Министерства высшего и среднего специального образования СССР, Советов Министров союзных республик, министерств и ведомств СССР, в подчинении которых находятся вузы, предусматривать лимиты капитальных вложений, строительно-монтажных и подрядных работ на указанные цели с учетом средств, полученных ими в порядке частичного возмещения затрат на подготовку специалистов.
Госплану СССР, Министерству финансов СССР и Министерству высшего и среднего специального образования СССР
провести анализ реализации мероприятий по участию предприятий и объединений в частичном возмещении затрат на подготовку специалистов и внести в Совет Министров СССР в 1990 году предложения по совершенствованию договорных отношений, порядка передачи, использования отчисляемых высшей школе средств и уточнению нормативов этих отчислений на последующие годы.
8. Госплану СССР, Министерству высшего и среднего специального образования СССР, Советам Министров союзных республик, министерствам и ведомствам СССР улучшить систему планирования подготовки специалистов, определения реальной потребности в кадрах.
Министерству высшего и среднего специального образования СССР:
разрабатывать совместно с Академией наук СССР и Государственным комитетом СССР по науке и технике при составлении комплексной программы научно-технического прогресса СССР на двадцатилетний период прогнозы подготовки специалистов с учетом развития производительных сил и перспективных направлений науки и техники;
подготавливать совместно с министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик и представлять в Госплан СССР предложения к проекту Основных направлений экономического и социального развития СССР в части подготовки специалистов и укрепления материально-технической базы высшей школы;
формировать в установленном порядке проекты пятилетних и годовых планов подготовки специалистов по укрупненным показателям (группам специальностей) с учетом заключенных договоров с министерствами и ведомствами. Утверждать пятилетние планы целевой подготовки специалистов с высшим образованием на основе предложений Советов Министров союзных республик, министерств и ведомств СССР, имеющих в своем подчинении высшие учебные заведения, и заказов министерств и ведомств СССР, для которых осуществляется подготовка специалистов.
Госплану СССР в текущей пятилетке перейти к планированию подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием по укрупненным показателям (группам специальностей), а в необходимых случаях - по конкретным специальностям. Совместно с Министерством высшего и среднего специального образования СССР предусмотреть сокращение плана приема по ряду инженерно-технических специальностей с учетом устранения излишества инженерных должностей в отраслях народного хозяйства. Разрабатывать и доводить до министерств и ведомств СССР и Советов Министров союзных республик пятилетние (с разбивкой по годам) лимиты направления им выпускников дневных отделений высших учебных заведений.
Советам Министров союзных республик, министерствам и ведомствам СССР, имеющим высшие учебные заведения, на основе заданий государственных планов подготовки специалистов разрабатывать и по согласованию с Министерством высшего и среднего специального образования СССР утверждать планы подготовки специалистов по специальностям.
Министерствам и ведомствам СССР, Советам Министров союзных республик по согласованию с Министерством высшего и среднего специального образования СССР представлять в Госплан СССР расчеты перспективной и текущей потребности в специалистах в отраслевом и территориальном разрезах. Советы Министров союзных республик, министерства и ведомства СССР, руководители объединений, предприятий и организаций выявляют реальную потребность в кадрах и несут полную ответственность за обоснованность заявок на специалистов.
9. Министерству высшего и среднего специального образования СССР совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами улучшить практическую подготовку специалистов и организацию производственной практики студентов.
Установить, что на каждом этапе обучения студентов их производственная, практическая подготовка осуществляется совместно с базовыми предприятиями, учреждениями и организациями на принципах совмещения учебы с производительным трудом с неполным рабочим днем или неполной рабочей неделей, в том числе на рабочих местах, требующих высокой профессиональной подготовки, а также на должностях техников, инженеров, экономистов и других специалистов. Не включать студентов в численность промышленно-производственного персонала, которая учитывается в расчете темпов роста производительности труда.
Обеспечить получение каждым студентом, прежде всего инженерных, инженерно-экономических и сельскохозяйственных вузов, рабочей профессии по профилю своей специальности, а также овладение первичными навыками профессиональной деятельности в соответствии с характером будущей работы.
Создать на передовых предприятиях учебно-научно-производственные комплексы, объединяющие филиалы кафедр, совместные научно-исследовательские подразделения, экспериментально-производственные участки.
Разрешить использование учебных центров (учебных полигонов), организуемых в составе передовых объединений, научно-исследовательских организаций и конструкторских бюро, для практической подготовки студентов и повышения квалификации преподавателей вузов.
Министерству высшего и среднего специального образования СССР разработать и по согласованию с Министерством финансов СССР и Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам утвердить в 3-месячный срок типовое положение об учебно-научно-производственном комплексе.
10. Признать необходимым перестроить систему подготовки специалистов без отрыва от производства, решительно устранить имеющиеся в ней серьезные недостатки.
Министерству высшего и среднего специального образования СССР, Госплану СССР, министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик упорядочить подготовку специалистов по заочной форме обучения. Определить к 1987/88 учебному году перечень специальностей, по которым наиболее целесообразно осуществлять такую подготовку. Пересмотреть сеть высших учебных заведений и их структурных подразделений, ведущих обучение по заочной форме, концентрируя его преимущественно в вузах, имеющих дневную форму обучения по соответствующим или родственным специальностям, располагающих квалифицированным профессорско-преподавательским составом и необходимой учебно-лабораторной базой. Зачислять на заочные и вечерние отделения высших учебных заведений прежде всего лиц с соответствующим средним специальным образованием и лиц, работающих по профилю данной специальности.
Ректорам высших учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов без отрыва от производства, создать необходимые условия для обучения в вузе молодежи, работающей на предприятиях и в организациях с двух- и трехсменным режимом работы. Усилить требовательность к оценке знаний студентов, обучающихся без отрыва от производства. Обеспечить систематический контроль за усвоением ими материала и полным выполнением учебного плана.
Руководителям предприятий и организаций оказывать необходимую помощь и содействие работникам, обучающимся без отрыва от производства, обеспечить рациональное их использование как в период учебы, так и по завершении обучения.
Предоставить широкую возможность получения трудящимися дополнительных знаний по отдельным дисциплинам или циклам дисциплин в форме обучения без отрыва от производства. Создавать, в частности, для этих целей курсы, действующие на принципах хозяйственного расчета.
11. Министерству высшего и среднего специального образования СССР, ректоратам высших учебных заведений осуществить всестороннюю компьютеризацию учебного процесса. Обеспечить выделение в период обучения не менее 250-300 часов дисплейного времени для студентов инженерно-технических и инженерно-экономических вузов и 100 часов - для студентов других вузов.
Организовать на базе ведущих вузов разработку методических, психологических и других проблем, связанных с использованием вычислительной техники в учебном процессе, а также переподготовку и повышение квалификации профессорско-преподавательского состава в области компьютерной технологии обучения.
Министерству высшего и среднего специального образования СССР обеспечить централизованную разработку и тиражирование прикладных программ для учебных дисциплин и программных средств автоматизированных обучающих систем, имея в виду создать к 1990 году на этой основе общесоюзный банк информации для компьютерного обучения.