Действующий

О направлении для использования в работе письма "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы" (с изменениями на 20 апреля 2001 года)

Организация уроков окружающего мира


Адаптационный период совпадает по времени с сезоном года, когда в большинстве регионов страны имеются благоприятные возможности для проведения экскурсий и целевых прогулок, в ходе которых происходит непосредственное знакомство детей с окружающим миром. Тем самым обеспечивается накопление чувственного опыта, реальных ярких впечатлений, которые очень важны для успешного познания окружающего. Следует однако отметить, что замена всех уроков окружающего мира прогулками и экскурсиями нецелесообразна, поскольку в этом случае эффективность последних может значительно снизиться. Проведенные наблюдения должны быть осмыслены, обобщены, встроены в формирующуюся систему представлений ребенка о мире, а это возможно именно на уроке.

Экскурсии и целевые прогулки определены образовательной программой, по которой обучаются школьники. На порядок проведения экскурсий могут, повлиять погода, социальная обстановка, творческие задумки учителя, содержание занятий по другим учебным предметам.

Кроме экскурсий и целевых прогулок, целесообразно на уроках окружающего мира изучение части материала в форме подвижных игр и игр-театрализаций. Подвижные игры, игры-театрализации проводятся в классной комнате, рекреации, спортивном зале, в хорошую погоду - на пришкольном участке.

Все перечисленные формы организации учебной деятельности могут быть использованы при изучении следующих вопросов программы.

1. Признаки осени: экскурсии "Золотая осень", "Природа вокруг нас", "Во саду ли в огороде".

2. Разнообразие природы: экскурсии и целевые прогулки "Разнообразие растений", "Деревья твоего двора", "Что за дерево"; через подвижные игры "Комнатные растения".

3. Социальное окружение: экскурсия по школе для знакомства с различными помещениями, их назначением, с работниками школы, с некоторыми правилами поведения в школе; экскурсия по улицам города, в общественное учреждение (детская библиотека, магазин, почта). Тематика экскурсий может быть самая различная, например, "Наш город (село)", "Дорога от школы до ..." (особое внимание обращается на места опасного перехода). Ознакомление с социальным окружением также может проходить через подвижные игры, раскрывающие правила дорожного движения, правила поведения в школе, общественных учреждениях, в транспорте; можно провести игры "Поздравляем с днем рождения", "Давайте знакомиться".

4. Здоровье: подвижные игры, например, "Чистота - залог здоровья".