Приложение N 1
к приказу Минобразования России
от 27.10.2000 N 3104
СТРУКТУРА
научной программы "Государственная поддержка региональной научно-технической
политики высшей школы и развитие ее научного потенциала"
(с изменениями на 30 мая 2001 года)
1. Подпрограмма "Высшая школа как важнейший государственный ресурс развития научно-технического потенциала регионов"
1.1. Высшие учебные заведения как базовые институциональные структуры региональной научно-технической политики (учебно-научно-инновационные комплексы, университетские комплексы, исследовательские университеты, учебно-научные центры). Использование региональных центров поддержки науки и уникальных объектов высшей школы.
1.2. Использование потенциала высшей школы для проведения совместных исследований при решении задач социально-экономического, научнотехнического и информационного развития регионов. Совместные исследования, направленные на привлечение научно-производственного потенциала и ресурсов региона для развития системы образования. Развитие многоуровневой региональной информационной структуры системы образования.
1.3. Управление ресурсами региона: интеллектуальными, промышленными, сырьевыми, нематериальными, другими. Научно-технический мониторинг сферы науки, а также ведущих отраслей региона, прогнозная оценка их развития. Структурный анализ производственного потенциала и его соответствие основным приоритетам мировой экономики.
1.4. Решение задач сотрудничества высшей школы с ассоциациями экономического взаимодействия и проведение исследований межрегиональной направленности в рамках федеральных округов.
1.5. Разработка региональных программ информатизации образования в целях формирования единой информационной образовательной среды Российской Федерации (пункт дополнительно включен приказом Минобразования России от 30 мая 2001 года N 2207).
2. Подпрограмма "Формирование кадрового потенциала науки и управления научно-техническим развитием регионов"
2.1. Разработка принципов федерально-региональной системы развития научных исследований молодежи, государственной поддержки талантливых молодых ученых.
2.2. Разработка региональных программ подготовки научных и научно-педагогических кадров. Прогнозная оценка потребности региона в научных кадрах в рамках регионального заказа высшей школе на специалистов по приоритетным для региона технологическим направлениям и в области управления экономикой и производством. Исследования по адаптации к рынку и трудоустройству выпускников вузов.
2.3. Разработка принципов активизации подготовки кандидатов и докторов наук. Проведение исследований по нормативно-методическому и информационно-аналитическому обеспечению аспирантур, докторантур и диссертационных советов, оптимизации их региональной инфраструктуры.
2.4. Исследования по развитию перечня научных специальностей. Развитие федерально-региональной структуры вузовской науки для воспроизводства научных и научно-педагогических кадров по группам близких научных специальностей.
2.5. Гранты для молодых аспирантов, докторантов, кандидатов и докторов наук. Гранты для поддержки академической мобильности молодых ученых. Федерально-региональные гранты для поддержки научной молодежи.
2.6. Разработка принципов и активизация научно-исследовательской работы студентов и научной деятельности школьников.
3. Подпрограмма "Научно-организационные основы реализации региональной научно-технической политики высшей школы"
3.1. Социологический мониторинг, оценка региональных тенденций и прогнозирование развития системы образования. Организационно-экономический мониторинг и разработка методов экспертно-аналитической оценки научных исследований в системе образования. Методология управления научными исследованиями и объектами интеллектуальной собственности в системе образования.
3.2. Разработка инструментов региональной научно-технической политики для развития системы образования. Актуальные проблемы нормативно-правового и организационно-экономического обеспечения научной деятельности системы образования.
3.3. Высшая школа как фактор межведомственного сотрудничества на региональном и межрегиональном уровнях. Развитие и реализация сотрудничества Минобразования России и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе региональных составляющих научных исследований Минобразования России.
3.4. Оценка и развитие интеллектуального потенциала системы образования.
3.5. Гендерные исследования.
4. Подпрограмма "Международное научное и научно-техническое сотрудничество высшей школы России"
4.1. Международные проекты, направленные на развитие вузовской науки, ее интеграцию в мировую научную систему фундаментальных и прикладных исследований, укрепление экспортного потенциала регионов.
4.2. Сотрудничество с зарубежными организациями с целью привлечения инвестиций для развития системы образования и научного потенциала регионов.
5. Подпрограмма "Фундаментальные исследования и высшее образование" (совместно с Американским фондом гражданских исследований и развития)
6. Подпрограмма "Центры общественных наук: возрождение российских общественных и гуманитарных наук в XXI веке" (совместно с Московским общественным научным фондом)