Недействующий

О мерах по дальнейшему улучшению стоматологической помощи населению (с изменениями на 9 декабря 1996 года) (не действует на территории РФ на основании приказа Минздрава России от 24.08.2020 N 889)

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР

ПРИКАЗ

от 12 июня 1984 года N 670

     

О мерах по дальнейшему улучшению стоматологической помощи населению

(с изменениями на 9 декабря 1996 года)
____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации на основании
приказа Минздрава России от 24 августа 2020 года N 889
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     приказом Минздрава России от 9 декабря 1996 года N 402.
____________________________________________________________________



За последние годы в соответствии с решением XXVI съезда КПСС и постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.09.77 N 870 "О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения" и от 19.08.82 N 773 "О дополнительных мерах по улучшению охраны здоровья населения", постановлением Совета Министров СССР от 05.11.76 N 916 "О мерах по дальнейшему улучшению стоматологической помощи населению" органами здравоохранения проведена определенная работа по расширению сети стоматологических учреждений, особенно поликлиник; улучшено обеспечение стоматологической сети оборудованием, инструментами, материалами; увеличена подготовка стоматологических кадров.

С 1975 года число стоматологических поликлиник возросло в 1,6 раза (с 984 в 1975 году до 1523 в 1983 году), в том числе детских - в 2 раза (с 111 в 1975 году до 217 в 1983 году), что позволило увеличить количество обслуживаемых больных и повысить качество их лечения. Число посещений в стоматологические учреждения системы Минздрава СССР за эти годы увеличилось на 22,8% (с 292,9 млн. в 1975 году до 359,7 млн. в 1983 году).

Число врачей стоматологического профиля в стране возросло на 12,8%, а зубных техников - на 33,4%. Это позволило увеличить обеспеченность врачами стоматологического профиля на 10 тыс. населения до 4,3 по сравнению с 4,0 в 1975 году.

Внедряется участковый метод обслуживания населения стоматологической помощью. Несколько улучшилось оказание зубопротезной помощи населению, шире стали применяться для изготовления зубных протезов фарфор и металлокерамика. Созданы централизованные зуботехнические лаборатории, благодаря чему широко внедряются в практику централизованное литье зубных протезов. Ежегодно увеличивается число лиц, получивших зубные протезы (с 5,5 млн. в 1975 году до 6,8 млн. в 1983 году).

Дальнейшее развитие получила стационарная стоматологическая помощь. Число стоматологических коек в системе Минздрава СССР увеличилось на 33,8% (с 6,8 тыс. в 1975 году до 9,1 тыс. в 1983 году).

Расширяются научные исследования по проблеме обезболивания в стоматологии, осуществляется исследование по изменению системы нормирования работы врача-стоматолога с целью более эффективного использования этих специалистов, завершена разработка и проверена на практике, в порядке эксперимента, " Комплексная система профилактики стоматологических заболеваний".

За последние годы полностью удовлетворяется потребность стоматологической сети в универсальных стоматологических установках, креслах, борах твердосплавных и некоторых других изделиях медицинской техники.

Вместе с тем состояние и уровень оказания стоматологической помощи в ряде республик, краев и областей продолжает оставаться неудовлетворительным (Казахская, Туркменская, Киргизская, Грузинская ССР; Чувашская, Татарская, Северо-Осетинская АССР; Новгородская, Черновицкая, Одесская, Гродненская области и др.).

В ряде стоматологических учреждений система организации и качество оказания стоматологической помощи населению продолжает отставать от достижений медицинской науки и возможностей практики.

Не выполнено постановление Совета Министров СССР N 916 от 05.11.76 "О мерах по дальнейшему улучшению стоматологической помощи населению"  по организации стоматологических поликлиник для взрослых в Белорусской ССР, Узбекской ССР, Латвийской ССР и Таджикской ССР.

Министерства здравоохранения ряда союзных республик не уделяли должного внимания развитию стоматологической помощи детскому населению. До сих пор не открыто ни одной детской стоматологической поликлиники в Литовской ССР, Эстонской ССР. Крайне мало детских поликлиник в Туркменской ССР и Таджикской ССР.

Неудовлетворительно выполняется план организации хозрасчетных стоматологических поликлиник. Из запланированных 54 построено только 19.

Серьезные недостатки еще имеются в профилактике кариеса зубов и заболеваний пародонта, в результате в большинстве республик имеет место высокий уровень их распространенности.

Вместе с тем, как показали результаты эксперимента по внедрению комплексной программы профилактики стоматологических заболеваний, имеется реальная возможность значительно снизить интенсивность кариеса зубов и заболеваний пародонта среди детей, подростков и беременных женщин. Это достигается путем обучения населения санитарно-гигиеническим навыкам по уходу за полостью рта, применением и соблюдением рационального режима питания и использованием средств индивидуальной профилактики.

Однако стоматологические учреждения явно недостаточно обеспечиваются средствами индивидуальной профилактики. Большинство министерств здравоохранения союзных республик представляют заниженные заявки на фторлак и витафтор. Местные органы здравоохранения не принимают должных мер по контролю за работой фтораторных установок на водопроводных станциях.

Серьезные недостатки имеются в организации и проведении санации полости рта у детей. Несмотря на некоторое увеличение количества санированных взрослых и детей по сравнению с 1975 годом, объем и качество санации полости рта продолжает оставаться неудовлетворительным. В 1982 году санировано только 76,9 млн. человек, в то время как в санации полости рта нуждается значительно больше. Еще недостаточно применяется для пломбирования жевательных зубов серебряная амальгама, пломбы из которой составляют всего около 3,5% от общего числа наложенных пломб, в то время как серебряная амальгама является наиболее эффективным пломбировочным материалом для пломбирования жевательных зубов. Пломбы из серебряной амальгамы сохраняются в течение 8-10 лет, тогда как пломбы из других материалов - от 1,5 до 3 лет. Это приводит к тому, что зубы от неоднократной обработки подвергаются разрушению, особенно у детей. В результате, кроме нанесения психологической травмы больным, особенно детям, при применении на жевательных зубах пломб из силикатных материалов требуется втрое больше затрат времени врачей-стоматологов. Как установлено проверкой, в некоторых стоматологических поликлиниках имеются запасы серебряной амальгамы, превышающие их потребность, в то же время во многих других поликлиниках ее не хватает. Это свидетельствует о том, что органы здравоохранения некоторых республик, краев и областей продолжают невнимательно относиться к этому разделу работы и не установили должного контроля за работой стоматологических учреждений. Особенно неудовлетворительно организована эта работа в Туркменской, Таджикской и Армянской союзных республиках.

Наряду с указанным выше, одной из причин недостаточного объема и низкого уровня санации полости рта среди населения, особенно детей и подростков, является недостаточное количество мелкого инструментария, пломбировочных материалов, в том числе серебряной амальгамы, и их нерациональное использование, а также прекращение снабжения стоматологических поликлиник медной амальгамой в связи со снятием ее с производства.

Серьезные недостатки имеются в проведении научных исследований по некоторым важным проблемам, как кариес зубов и заболевания пародонта; недостаточно разрабатывается проблема обезболивания в стоматологии и вопросы протезирования.

Центральным научно-исследовательским институтом стоматологии Министерства здравоохранения СССР медленно разрабатываются и внедряются в практику методы массовой и индивидуальной профилактики заболеваний зубов и пародонта.

В значительной мере недостатки в организации и качестве оказания стоматологической помощи населению являются следствием недостаточного внимания, отсутствия должного контроля и низкого уровня руководства стоматологической службой со стороны министерств здравоохранения союзных республик и местных органов здравоохранения. Особенно мало внимания этому важному разделу здравоохранения уделяется в Казахской, Туркменской, Таджикской, Киргизской и Грузинской союзных республиках; в Татарской, Чувашской и Северо-Осетинской автономных республиках; в Тюменской, Читинской и Иркутской областях РСФСР; в Одесской и Харьковской областях Украинской ССР.

Несмотря на увеличение в последние годы числа больных с острыми одонтогенными воспалительными заболеваниями челюстно-лицевой области, не во всех республиканских, краевых и областных больницах организованы стоматологические хирургические стационары.

Требуется принятие срочных мер по улучшению оказания помощи больным, нуждающимся в сложном челюстно-лицевом протезировании.

Недостаточно внедряется в практику стоматологических учреждений разработанная система поэтапной медицинской реабилитации больных с воспалительными заболеваниями и травмой челюстно-лицевой области. За последнее время ослаблена роль Центрального научно-исследовательского института стоматологии как головного учреждения по проблемам стоматологии. Снизилась его активность по организационно-методическому руководству стоматологической службой в стране. Недостаточно уделяется внимания изучению передового опыта работы стоматологических учреждений и внедрению в практику новых методов и средств профилактики и лечения стоматологических заболеваний и протезирования зубов.

В целях дальнейшего улучшения стоматологической помощи населению

приказываю: