(с изменениями на 10 августа 2006 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Ростехнадзора от 10 августа 2006 года N 760.
____________________________________________________________________
Комиссия по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства 8 июня 1999 года на своем заседании рассмотрела дело о нарушении Госгортехнадзором России пункта 1 статьи 7 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Комиссия установила, что в 1998 году Госгортехнадзор России и Российский страховой пул по страхованию ответственности (далее Пул) в рамках Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" заключили Генеральное соглашение о сотрудничестве, в соответствии с которым (п.2.2.3 соглашения) Госгортехнадзор России принял на себя обязательство рекомендовать участников страхового пула своим территориальным органам в качестве страховщиков гражданской ответственности подконтрольных Госгортехнадзору России организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты и подлежащих лицензированию" и обязался (п.2.2.5 соглашения) "оказывать Страховому Пулу содействие в организации страхования...". Выполнение требований данных пунктов соглашения приводит к ограничению конкуренции и ущемлению интересов иных страховых компаний, не входящих в Пул.
В развитие указанного соглашения Госгортехнадзором России было направлено письмо от 23.02.99 N 06-9/38, в соответствии с которым территориальные органы обязаны заключать соглашения о взаимодействии только со страховыми компаниями, входящими в Пул, что привело к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности других страховых организаций, имеющих соответствующие лицензии Минфина России.
В ходе рассмотрения дела было установлено, что Госгортехнадзор России письмом от 17.03.99 N 03-35/90 предлагает руководителям своих территориальных органов взаимодействовать "со страховыми компаниями, входящими в Пул".
Выполнение требований указанного письма также приводит к ущемлению интересов иных страховых компаний, имеющих лицензию на проведение данного вида страхования.
МАЛ России, рассмотрев документы и заслушав представителей Минфина России и Госгортехнадзора России, пришел к выводу, что:
1. Письма Госгортехнадзора России от 23.02.99 N 06-9/38 и от 17.03.99 N 03-35/90 нарушают п.1 ст.7 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22.03.91 N 948-1 (в редакции от 25.05.95 N 83-ФЗ), так как направлены на ограничение конкуренции на рынке страховых услуг и необоснованное препятствование осуществлению деятельности других страховых компаний.
2. Пункты 2.2.3 и 2.2.5 Генерального соглашения о сотрудничестве, заключенного Госгортехнадзором России и Пулом, нарушают ст.8 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22.03.91 N 948-1 (в редакции от 25.05.95 N 83-ФЗ), так как ограничивают доступ на рынок страховых компаний, имеющих соответствующую лицензию, но не входящих в Пул.
Руководствуясь п.1 ст.27 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и п.2.12 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденных приказом ГКАП РФ N 91 от 25.06.96, комиссия
решила:
1. Признать в действиях Госгортехнадзора России факт нарушения п.1 ст.7 и ст.8 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22.03.91 N 948-1 (в редакции от 25.05.95 N 83-ФЗ), выразившийся в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности других страховых компаний и ограничении доступа на рынок страховых компаний, имеющих соответствующую лицензию, но не входящих в Пул.
2. Выдать Госгортехнадзору России Предписание об устранении нарушений п.1 ст.7 и ст.8 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
3. Рекомендовать Госгортехнадзору России заключать соглашения по проведению страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных производственных объектов со всеми страховыми компаниями, которые имеют соответствующую лицензию, выданную федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим надзор за страховой деятельностью, в установленном порядке.
На основании решения Комиссии по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства МАП России и Предписания МАП России от 08.06.99 N АЦ/07-05899,
приказываю:
1. Отменить письма Госгортехнадзора Россия от 23.02.99 N 06-9/38 и от 17.03.99 N 03-35/90.
2. Внести следующие изменения в Генеральное соглашение о сотрудничестве (от 11.09.99 N Д-529398/02-09) между Госгортехнадзором России и Российским страховым пулом:
2.1. Пункты 2.2.3 и 2.2.5 исключить из Генерального соглашения о сотрудничестве.
2.2. Дополнить текст Генерального соглашения о сотрудничестве (по согласованию с Наблюдательным Советом Российского страхового пула) новым пунктом следующего содержания: "2.2.3. Проводить (по заявкам страховых компаний участников Пула) анализ факторов риска для целей страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных объектов.".
2.3. Пункт 2.2.6 соглашения считать пунктом 2.2.5.
3. Возложить на начальников территориальных органов персональную ответственность в вопросах обеспечения внедрения страхования ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, с учетом требований директивного письма Госгортехнадзора России от 23.04.98 N 01-17/116.
4. Начальникам территориальных органов Госгортехнадзора России для выполнения требований статей 6, 9 и 15 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов":
4.1. Своевременно доводить до сведения организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, что они должны страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте (п.1 статьи 15).
4.2. В лицензиях на эксплуатацию опасного производственного объекта делать запись об обязательности наличия у заявителя на момент начала эксплуатации и на протяжении всего периода эксплуатации опасного производственного объекта договора страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта (п.З статьи 6).
4.3. Требовать наличия договора страхования риска ответственности за причинение вреда у организаций, занимающихся эксплуатацией опасных производственных объектов (п.1 статьи 9).
4.4. Контролировать правильность идентификации опасных производственных объектов и соответствия их отнесения к категориям по обязательному страхованию ответственности нормативным требованиям.