Приложение 3
к приказу МПС России
от 17 ноября 2000 года N 28Ц
ИНСТРУКТИВНЫЕ УКАЗАНИЯ
о порядке изучения работниками федерального
железнодорожного транспорта Правил технической
эксплуатации железных дорог Российской Федерации,
других нормативных актов МПС России, должностных
инструкций и других документов, устанавливающих
обязанности работников, правил и инструкций по
охране труда, санитарных правил и норм, Положения
о дисциплине работников железнодорожного
транспорта Российской Федерации и
проведения испытаний
1. Каждый работник федерального железнодорожного транспорта, связанный с движением поездов, обязан в установленном объеме знать и четко выполнять Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, Инструкцию по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, Инструкцию по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, правила и инструкции по охране труда, санитарные правила и нормы, должностные инструкции, а также знать и выполнять Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации и свои служебные обязанности.
2. Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, Инструкция по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации, должностные инструкции изучаются работниками, как правило, индивидуально, в порядке самоподготовки.
3. Руководители всех подразделений железнодорожного транспорта наряду с осуществлением постоянного контроля за выполнением работниками Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, других нормативных актов МПС России, должностных инструкций и Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации должны оказывать всемерную помощь им в изучении ими упомянутых правил, инструкций и Положения путем организации специальных занятий, чтения лекций, консультаций, демонстрации технических кинофильмов и видеофильмов и так далее. При этом необходимо широко использовать тренажеры, действующие макеты, схемы, компьютеры, электронно-вычислительную и видеотехнику и другие технические средства, способствующие лучшему усвоению изучаемого материала и более четким и уверенным действиям в различных условиях производственной обстановки. Указанная работа должна проводиться в технических кабинетах, вагонах-тренажерах, вагонах технической пропаганды и других специально выделенных помещениях, а также непосредственно в производственных условиях, согласно составленным графикам.
4. Перед проведением очередных испытаний председатели комиссий должны своевременно составлять календарные графики. Каждый работник о дне испытаний должен быть предупрежден не позднее чем за 10 дней.
5. Испытания, как правило, должны проводиться в технических кабинетах, вагонах-тренажерах или других помещениях, оборудованных наглядными пособиями. Испытания для профессий: дежурных по станциям, сортировочным горкам, дежурных стрелочных постов, составителей и их помощников, регулировщиков скорости движения вагонов и кондукторов, машинистов локомотивов и специального самоходного подвижного состава и их помощников, водителей дрезин и их помощников, осмотрщиков вагонов, осмотрщиков-ремонтников, дорожных мастеров линейных отделений (бригадиров пути), дежурных по переезду, монтеров пути, электромонтеров и электромехаников, обслуживающих устройства СЦБ, контактную сеть, линии электроснабжения и тяговые подстанции должны проводиться, как правило, в производственных условиях. Работники этих профессий должны четко знать порядок обслуживания и нормы содержания соответствующих устройств и сооружений, механизмов и подвижного состава, предусмотренные Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации и соответствующими инструкциями, а также возложенные на них должностные обязанности. В производственной обстановке допускается испытание одновременно не более пяти, а в непроизводственной обстановке - не более трех человек. Проведение испытаний непосредственно после работы не допускается.
6. При проведении испытаний комиссия должна проверить знания работниками: Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации в объеме, установленном для выполнения обязанностей по занимаемой должности и профессии; должностных инструкций; Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации; правил и инструкций по охране труда, санитарных правил и норм. Вопросы, предлагаемые испытуемому, должны быть ясными и четкими.
7. Сдавшими испытания считаются работники, показавшие должный уровень знаний и умение правильно применять Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации и другие нормативные акты МПС России в практической работе.
Председатель и члены комиссии по проведению испытаний являются ответственными за качество их проведения и правильность принятого решения, а также за проведение испытаний в установленные сроки.
8. Основным документом учета работы комиссии по проведению испытаний является специальная "Книга учета результатов испытаний в знании Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, других нормативных актов МПС России, должностных инструкций и Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации" (форма РБУ-10), хранящаяся у председателей комиссий или в отделе кадров предприятий и подразделений, служб и соответствующих управлений как документ строгой отчетности. О результатах испытаний делается отметка в соответствующей графе книги "сдал" или "не сдал".
9. Работникам транспортных строительных организаций и организаций, имеющих железнодорожные подъездные пути, указанным в абзаце пятом пункта 3 приказа МПС России от 17 ноября 2000 года N 28Ц, о сдаче ими испытаний выдаются удостоверения установленного образца.
Работники федерального железнодорожного транспорта, не подлежащие проверке знаний по Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, испытываются в знании правил и инструкций и других нормативно-правовых документов по охране труда, пожарной безопасности, санитарных правил и норм в сроки, установленные положением об организации обучения и проверки знаний по охране труда на железнодорожном транспорте. Испытания проводятся в постоянно действующих комиссиях предприятий, организаций или вышестоящей организации.
Текст документа сверен по:
"Бюллетень нормативных актов
федеральных органов исполнительной власти",
N 8, 19.02.2001