ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


О государственной политике в области
телевизионного вещания и радиовещания

Государственная политика в области телевизионного вещания и радиовещания должна быть направлена на укрепление общенационального единства, воспитание высокой нравственности, чувства патриотизма граждан и их государственного самосознания, распространение культурных ценностей.

Государство должно защищать общественное самосознание от негативного воздействия телевизионного вещания и радиовещания, осуществлять контроль за деятельностью телевизионных и радиовещательных компаний независимо от форм собственности, обеспечивать освещение различных точек зрения на общественно значимые события, происходящие в России. Можно с уверенностью сказать, что телевизионное вещание и радиовещание являются наиболее мощным средством завоевания умов людей.

9 июня 1999 года Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации приняла постановление N 4065-II "О государственной политике в области телевизионного вещания и радиовещания в интересах детей и молодежи", в котором просила Президента Российской Федерации поручить Правительству Российской Федерации в кратчайшие сроки рассмотреть вопрос о принятии федеральными органами исполнительной власти экстренных мер по формированию условий развития телевизионного вещания и радиовещания с учетом интересов детей и молодежи, защите их от информации, оказывающей негативное воздействие на нравственное, физическое, психическое здоровье детей и молодежи.

Государственная Дума констатирует, что негативное воздействие на нравственное здоровье граждан телевизионного вещания и радиовещания продолжается. Государственная политика в области телевизионного вещания и радиовещания не оказывает должного влияния ни на практику телевизионного вещания и радиовещания, ни на формирование правовой основы регулирования отношений в данной области. Мобилизации общества на преодоление экономического кризиса, максимальной реализации потенциала каждого человека можно добиться только при активном участии телевизионных и радиовещательных компаний, но не при их противостоянии.

В государстве, имеющем богатейшие традиции и культуру, ежедневно на теле- и радиоканалах гражданам предоставляется информация, наносящая вред духовному и эстетическому развитию детей и молодежи. Значительно сократилось количество учебных, научно-популярных и познавательных телевизионных программ и радиопрограмм. Крайне недостаточен объем информации в теле- и радиопрограммах о деятельности органов государственной власти, положении дел в промышленности, субъектах Российской Федерации. Нет теле- и радиопрограмм, освещающих жизнь сельских жителей, проблемы агропромышленного комплекса. Сельские жители фактически лишились своих теле- и радиопередач, потому что о людях труда редко вспоминают и труд перестал быть почетным. Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования ведут героическую борьбу с силами международного терроризма, однако созданные на телевизионных экранах образы не прибавляют авторитета защитникам Отечества. В теле- и радиопрограммах крупных телевизионных компаний недостаточно отражены интересы России. Вместо популяризации идей общенационального единства, общественно значимых ценностей и идеалов телевизионное вещание и радиовещание осуществляют пропаганду деятельности политических и финансовых групп, а также интересов некоторых, принадлежащих к политической элите, лиц. Такая информационная политика телевизионных и радиовещательных компаний препятствует укреплению общенационального единства, дискредитирует деятельность органов государственной власти, способствует, с одной стороны, криминализации общества, росту наркомании и алкоголизма, с другой стороны, стимулирует возникновение у граждан чувства страха, собственной беззащитности и ненаказуемости зла.

В большинстве государств давно введены ограничения, касающиеся неэтичных телевизионных программ и радиопрограмм, по общественно значимым вопросам в обязательном порядке представляется альтернативное мнение, образованы органы, осуществляющие соответствующий контроль. Для защиты нравственности при осуществлении телевизионного вещания и радиовещания необходимо шире использовать международный опыт, привлекать людей, пользующихся заслуженным авторитетом, известных государственных и общественных деятелей, деятелей науки и культуры.

Правовая база для введения соответствующих ограничений есть (например, положения, установленные Европейской конвенцией о трансграничном телевидении, Конвенцией о защите прав человека, основных свобод, Международным пактом о гражданских и политических правах, частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О средствах массовой информации"). Но их реализация осуществляется не в полной мере. Наблюдательные советы, которые работают на общественных началах и не имеют соответствующих полномочий, не могут изменить положение дел в области телевизионного вещания.

В сентябре 2000 года в "Российской газете" опубликована Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Это содержательный и своевременный документ, он может послужить основой разработки государственной политики в области телевизионного вещания и радиовещания и существенного изменения ситуации в данной области в интересах общества.

Государственная Дума считает, что проводимая государственная политика в области телевизионного вещания и радиовещания должна обеспечивать приоритет интересов Российской Федерации, объективность и полноту информации обо всех сторонах жизни общества как в целом Российской Федерации, так и каждого субъекта Российской Федерации, условия для соблюдения правил предвыборной агитации электронными средствами массовой информации, формирования у детей и молодежи нравственных идеалов, воспитания у них патриотизма, гражданской ответственности за судьбу государства.

В связи с вышеизложенным Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации      

 постановляет:

     

1. Обратить внимание Президента Российской Федерации на необходимость разработки государственной политики в области телевизионного вещания и радиовещания и порядка ее реализации, обеспечения координации деятельности государственных органов при проведении этой государственной политики.

2. Направить настоящее Постановление Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации.

3. Направить настоящее Постановление для официального опубликования в "Парламентской газете".

4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.Селезнев

Москва
24 ноября 2000 года
N 843-III ГД



Текст документа сверен по:
электронный текст НТЦ "Система"

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»