206. Для разрешения споров по земельным делам учреждаются земельные комиссии: волостные, уездные и губернские, причем дела в земельных комиссиях рассматриваются в порядке состязательного процесса.
207. Ведению земельных комиссий подлежат все спорные дела, возникающие при землеустройстве, а также все споры о правах на землепользование, как-то: групповое или индивидуальное землепользование, выделы земли из общества, общие и частные переделы земли, полное или частичное лишение пользователей находящейся в их пользовании земли в установленных законом случаях, изменение размеров, границ, местоположения и состава землепользования (землеустройство, мелиорация, дорожное строительство, отчуждение для государственных и общественных надобностей и т.д.), семейные разделы в части, касающейся раздела земли, и другие споры по землепользованию.
208. Никакие местные органы республики, кроме указанных в настоящем положении, не имеют права принимать к своему производству земельные споры и вмешиваться в их рассмотрение, приостанавливать исполнение, изменять или отменять вынесенные ими постановления.
209. Волостные земельные комиссии состоят при волостных исполнительных комитетах и образуются в составе председателя из числа членов волостного исполнительного комитета по его назначению и 2 членов, избранных на волостном съезде советов. Для замещения отсутствующих членов избираются таким же порядком 2 кандидата к ним. Все члены волостных земельных комиссий и кандидаты к ним утверждаются уездными исполнительными комитетами.
Примечание. В случае вторичного неутверждения представленных на утверждение кандидатов уездный исполнительный комитет назначает состав волостных земельных комиссий по своему усмотрению.
210. Уездные и губернские земельные комиссии состоят при уездных и губернских земельных органах и образуются в составе председателя и членов: заведующего отделом землеустройства и народного судьи.
211. Председатели уездных и губернских комиссий и их заместители избираются губернским и уездным исполнительными комитетами, а остальные члены и кандидаты утверждаются ими по представлениям соответствующих органов.
212. Все члены земельных комиссий при отправлении ими судейских обязанностей пользуются правами народных судей. Выборные члены земельных комиссий избираются на один год.
213. Ведению волостных земельных комиссий подлежат в пределах волости: а) споры, возникающие при междуселенном и внутриселенном землеустройстве и б) споры о правах на землю в пределах волости, отдельных лиц или дворов, а также земельных обществ.
214. Ведению уездной земельной комиссии подлежат: а) в качестве первой инстанции - споры, возникающие при междуволостном землеустройстве, а также при землеустройстве советских хозяйств, коллективных хозяйств, предприятий и учреждений, и споры о праве на землю, в коих хотя бы одной из сторон являются государственные и общественные учреждения и б) в качестве второй инстанции - дела, подведомственные волостной земельной комиссии, если на ее решение последовала жалоба.
215. Ведению губернской земельной комиссии подлежат дела: а) в качестве первой инстанции - между учреждениями и предприятиями губернского и государственного значения и окрестным населением, возникающие при землеустройстве и б) в порядке кассации - дела, подведомственные уездной земельной комиссии.
216. Порядок рассмотрения дел в земельных комиссиях, отвод их членов, представительство сторон, вызов свидетелей и сведущих лиц, их вознаграждение, последствия их неявки и проч. определяются соответствующими правилами, установленными для рассмотрения дел в народных судах.
217. Жалобы на решения земельных комиссий приносятся через земельную комиссию, постановившую обжалуемое решение, не позднее 2-недельного срока со дня объявления решения в окончательной форме. Жалобы вместе с делом представляются комиссией, постановившей решение, в высшую инстанцию не позднее 2-недельного срока после ее подачи. Жалобы на медлительность и на непринятие заявления подаются в следующую инстанцию непосредственно.
218. Решения земельных комиссий не приводятся в исполнение впредь до истечения срока на их обжалование по существу или в порядке кассационном. Принесение таких жалоб приостанавливает исполнение до окончательного решения дела.
219. Заявления о восстановлении срока в случае пропуска такового по уважительной причине рассматриваются той же земельной комиссией, на решение которой приносится жалоба. Обжалование отказа в принятии заявления о восстановлении срока производится в порядке обжалования решения земельных комиссий.
220. Высший контроль по спорным земельным делам и рассмотрение кассационных жалоб на решения губернских земельных комиссий производятся Народным Комиссариатом Земледелия совместно с Народным Комиссариатом Юстиции в особой коллегии высшего контроля по земельным спорам, причем председатель коллегии и остальные 2 члена утверждаются Президиумом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета: председатель и один член по представлению Народного Комиссариата Земледелия, а второй член по представлению Народного Комиссариата Юстиции.
221. Народному Комиссариату Земледелия по соглашению с Народным Комиссариатом Юстиции предоставляется право издавать в руководство земельным комиссиям правила по применению настоящего раздела.