XVIII. Составление и оформление служебных документов
215. Документы должны составляться кратко, ясно и не иметь помарок, их содержание должно быть полным, объективным и исключающим поводы к повторной переписке.
Текст служебного документа должен состоять из трех логически связанных частей: введения, обоснования и заключения. В введении указывают события и факты, послужившие основанием для составления документа. Во второй части приводят разъяснения, соображения, расчеты и т.п., вызвавшие необходимость принятия тех или иных решений. В заключении формулируют выводы, предложения, просьбы, составляющие цель документа.
216. Документы могут быть изготовлены машинописным и рукописным способами. Служебные документы для печатания на пишущей машинке должны быть написаны ясно, разборчиво, чернилами или пастой.
В них должны быть четко выделены абзацы.
В верхнем левом углу первой страницы рукописи исполнитель указывает количество экземпляров, которые необходимо напечатать, свою подпись и дату.
217. Документы адресуются организации, ведомству, учреждению, их структурным подразделениям или конкретному должностному лицу.
При указании на документе адресата соблюдаются следующие правила:
- наименование организации, ведомства, учреждения и их структурных подразделений указывается в именительном падеже;
- при направлении документа должностному лицу название организации, ведомства, учреждения указывается в именительном падеже, а должность и фамилия адресата - в дательном падеже;
- почтовый адрес указывается полностью: индекс отделения связи (допускается указывать индекс главпочтамта), республика, край, область, город, улица, номер дома;
- документ не должен содержать более трех адресов; при направлении документа более чем в три адреса, на каждом документе указывается только один адрес.
218. При ответах на запросы в начале текста обязательно указываются номер и дата документа, на который дается ответ.
219. В сопроводительных документах, к которым имеются приложения, под текстом после слова "Приложение" указывается наименование приложенных документов, их количество, а также их входящие (исходящие) номера.
Отметка о наличии приложения печатается на три интервала ниже текста.
220. Под текстом документа либо под указанием о приложении документов слева печатается должность, а справа - инициалы и фамилия лица, подписывающего документ.
Внизу на обороте последнего листа указывается фамилия исполнителя и дата изготовления документа.
221. Каждый исходящий документ, как правило, должен иметь копию, которая заверяется исполнителем с указанием его должности. После подписания документа копия подшивается в наряд или дело.
222. Служебные документы, как правило, подписываются одним должностным лицом. При временном отсутствии в суде должностного лица, которому предоставлено право ведения служебной переписки, документы подписываются лицом, временно его замещающим. Подписывать документы с предлогом "За" или проставлением косой черты перед наименованием должности запрещается.
При направлении документа нескольким адресатам подписываются все отправляемые экземпляры.
Служебные документы должны подписываться разборчиво, без сокращений и росчерков.
Дату подписания документа и, если необходимо, надпись "Лично" или указание о срочности проставляет лицо, подписывающее документ.
223. При подписании документов, составленных комиссией, указывают не должности лиц, составляющих документ, а распределение обязанностей в составе комиссии.
224. На документах, требующих особого удостоверения их подлинности, ставится печать. Перечень документов, из которых проставляется печать, определяется на основании действующих нормативных актов.
Печать проставляется таким образом, чтобы оттиск затрагивал подлинную подпись и название должности подписывающего.
225. Поправки, внесенные при подписании документа на первом экземпляре, переносятся исполнителем на остальные экземпляры.
В подписанные служебные документы вносить какие-либо исправления и добавления запрещается.
На документах, заверенных гербовой печатью, подчистки и неоговоренные исправления не допускаются.