1. Предварительного разрешения Высшего руководящего органа, с учетом положений параграфа 3 данной статьи, требуют любые банковские операции, если они прямо или косвенно способствуют концентрации предприятий, как минимум одно из которых подпадает под действие статьи 80, на территориях, упомянутых в первом абзаце статьи 79, в результате действий любых лиц или предприятий, а также групп лиц или предприятий, независимо от того, затрагивают ли операции один или несколько видов продукции, связаны ли они со слиянием, приобретением акций или доли предприятия, а равно активов, займов, контрактов или других средств контроля. Для применения этих положений Высший руководящий орган, после консультаций с Советом, определяет посредством регламентов критерии контроля над предприятием.
2. Высший руководящий орган выдает разрешение, о котором идет речь в предыдущем параграфе, если сочтет, что предлагаемая операция не усилит заинтересованные лица или предприятия в такой степени, что они смогут, в отношении одного или нескольких видов продукции, находящихся под его юрисдикцией:
- определять цены, контролировать или ограничивать производство или распределение, а также препятствовать эффективной конкуренции на значительной части рынка этой продукции; или
- уклоняться от выполнения правил конкуренции, устанавливаемых настоящим Договором, в частности, искусственно создавая привилегированное положение, обеспечивающее значительные преимущества в доступе к источникам снабжения или рынкам.
Выясняя, возникла ли такая ситуация, Высший руководящий орган, в соответствии с принципом недискриминации, установленным в статье 4 (b), принимает в расчет размер подобных предприятий Объединения в пределах, которые он сочтет оправданными для того, чтобы избежать или уменьшить ущерб, вызванный неравными условиями конкуренции.
Высший руководящий орган может поставить свое разрешение в зависимость от любых условий, которые он сочтет необходимыми для достижения целей данного параграфа.
До вынесения постановления об операции, касающейся предприятий, из которых хотя бы одно не подпадает под действие статьи 80, Высший руководящий орган получает разъяснения заинтересованных правительств.
3. Высший руководящий орган освобождает от обязательного предварительного разрешения такие типы операций, которые считаются отвечающими требованиям параграфа 2 в виду размеров активов или предприятий, которых это касается, в совокупности с типом концентрации, которая должна произойти. Регламенты, принятые в этой связи, с согласия Совета, должны содержать также условия, определяющие такое освобождение.
4. Без ущерба применению статьи 47 к предприятиям, находящимся в его юрисдикции, Высший руководящий орган может получать от физических или юридических лиц, которые приобрели или перегруппировали, либо собираются приобрести или перегруппировать рассматриваемые права или активы, любую информацию, необходимую для применения данной статьи в отношении операций, оказывающих воздействие, о котором говорится в параграфе 1. Такая информация предоставляется Высшему руководящему органу на основании или его регламентов, принятых после консультации с Советом и определяющих, о какого рода операциях должна направляться информация, или по специальному запросу, направляемому заинтересованным сторонам в соответствии с этими регламентами.
5. Если имеет место концентрация, которая, по мнению Высшего руководящего органа, противоречит положениям параграфа 1, но тем не менее отвечает положениям параграфа 2, Высший руководящий орган ставит одобрение такой концентрации в зависимость от выплаты лицами, приобретшими или перегруппировавшими рассматриваемые права или активы, штрафа, предусмотренного вторым абзацем параграфа 6; размер штрафа не может быть меньше, чем половина установленного в этом абзаце максимума, в том случае, если ясно, что разрешение следовало получить заранее. Если штраф не выплачивается, Высший руководящий орган предпринимает меры, предусмотренные в отношении концентрации, признаваемой незаконной.
Если имеет место концентрация, которая, по мнению Высшего руководящего органа, не удовлетворяет общим или специфическим условиям, на которых, согласно параграфу 2, выдается разрешение, Высший руководящий орган посредством мотивированного решения объявляет концентрацию незаконной, и после предоставления заинтересованным сторонам возможности изложить свои замечания дает распоряжение либо о разделе не надлежащим образом объединенных предприятий или активов, либо о прекращении совместного контроля, либо о любой другой мере, которую он сочтет необходимой для восстановления независимости рассматриваемых предприятий или активов и воссоздания нормальных условий конкуренции. Любое непосредственно заинтересованное лицо может возбудить судебное дело против таких решений, как это предусмотрено статьей 33. В отступление от статьи 33, Суд обладает неограниченной компетенцией давать оценку, является ли затронутая операция концентрацией в соответствии со смыслом параграфа 1 и принятых в его исполнение регламентов. Возбуждение дела имеет приостанавливающий эффект. Иск не может быть возбужден до того, как будет отдано распоряжение о принятии указанных выше мер, за исключением случая, когда Высший руководящий орган согласится на возбуждение отдельного иска против решения, объявляющего операцию незаконной.
Высший руководящий орган может в любое время, за исключением случаев применения третьего абзаца статьи 39, принять или инициировать временные протекционистские меры, которые, по его мнению, необходимы для защиты интересов конкурирующих предприятий и третьих лиц, а также предупреждать любые шаги, способные помешать выполнению его решений. Если нет иного решения Суда, дела в отношении таких временных мер не имеют приостанавливающего эффекта.
Высший руководящий орган предоставляет заинтересованным сторонам разумный период времени для выполнения принятых решений, по истечении которого он может налагать ежедневные штрафные выплаты, не превышающие 0,1% стоимости рассматриваемых прав или активов.
Более того, если заинтересованные стороны не выполняют своих обязательств, Высший руководящий орган сам предпринимает меры, направленные на выполнение его решений; в частности, он может приостанавливать осуществление предприятиями, находящимися в его юрисдикции, их прав в отношении активов, приобретенных в нарушение правил, добиваться назначения судебными властями получателя таких активов, организовывать принудительную продажу таких активов, защищая при этом законные интересы их собственников, аннулировать в отношении физических или юридических лиц, которые приобрели рассматриваемые права или активы посредством незаконных операций, различные акты, решения, резолюции или протоколы наблюдательных или управляющих органов, а также предприятий, контроль над которыми был достигнут в нарушение правил.
Высший руководящий орган уполномочен давать заинтересованным государствам-членам такие рекомендации, которые могут быть необходимыми для осуществления, в рамках их законодательств, мер, предусмотренных в предыдущих абзацах.
Используя свои полномочия, Высший руководящий орган принимает во внимание права третьих сторон, приобретенные честным путем.
6. Высший руководящий орган может налагать штрафы, не превышающие:
- 3% от стоимости активов, приобретенных или объединенных, либо предназначенных для приобретения или объединения, - на физические или юридические лица, уклонившиеся от выполнения обязательств, установленных в параграфе 4;
- 10% от стоимости активов, приобретенных или объединенных, на физические или юридические лица, уклонившиеся от выполнения обязательств, установленных в параграфе 1; этот максимум увеличивается на 1/24 часть за каждый месяц, прошедший по окончании двенадцатого месяца с момента завершения операции до тех пор, пока Высший руководящий орган не установит факт нарушения;
- 10% от стоимости активов, приобретенных или объединенных, либо предназначенных для приобретения или объединения, - на физические или юридические лица, которые получили или пытались получить разрешение, предусмотренное параграфом 2, с помощью ложной или вводящей в заблуждение информации;
- 15% от стоимости активов, приобретенных или объединенных, на находящиеся в его юрисдикции предприятия, вовлеченные или являвшиеся участниками операций, противоречащих положениям данной статьи.
Лица, на которые наложены штрафы в соответствии с данным параграфом, могут обращаться в Суд, как это предусмотрено статьей 36.
7. Если Высший руководящий орган сочтет, что государственные или частные предприятия де-юре или де-факто имеют или занимают на рынке одного из видов продукции, находящейся в его юрисдикции, доминирующее положение, защищающее их от эффективной конкуренции на значительной части общего рынка, и используют это положение в целях, противоречащих целям настоящего Договора, он дает им такие рекомендации, которые могут быть необходимыми для предотвращения злоупотребления доминирующим положением. Если эти рекомендации не выполняются удовлетворительным образом в течение разумного периода времени, Высший руководящий орган посредством решения, принятого в сотрудничестве с заинтересованными правительствами, определяет цены и условия продажи, которые должны применяться рассматриваемыми предприятиями, разрабатывает программы производства и поставок, в соответствии с которыми должны действовать предприятия, под угрозой наложения штрафов, предусмотренных статьями 58, 59 и 64.