Приложение
к постановлению Минтруда России
от 19 июля 2000 года N 54
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации деятельности государственного
(муниципального) учреждения "Центр экстренной
психологической помощи по телефону"
(с изменениями на 24 ноября 2008 года)
I. Общие положения
1.1. Государственное (муниципальное) учреждение "Центр экстренной психологической помощи по телефону" (далее - Центр) рекомендуется создавать в целях оказания экстренной психологической помощи по телефону различным категориям и группам населения.
1.2. Учредителем Центра (далее - учредитель) может выступать орган социальной защиты населения соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципальный орган социальной защиты населения на основании решения, принимаемого органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Учредитель оказывает Центру организационно-методическую и практическую помощь.
Деятельность Центра осуществляется на территории, определяемой его учредителем.
1.3. На основании положений статей 51, 52 и 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст.3301) Центр как юридическое лицо осуществляет свою деятельность на основании устава Центра (далее - устав), утвержденного учредителем и зарегистрированного в органах юстиции в установленном порядке.
Центр считается созданным как юридическое лицо с момента государственной регистрации его устава.
1.4. Центр создается, реорганизуется и ликвидируется учредителем, а его структурные подразделения создаются, реорганизуются и ликвидируются решением директора Центра по согласованию с учредителем.
1.5. Центр организуется и содержится за счет средств, предусмотренных бюджетом соответствующего субъекта Российской Федерации и местных бюджетов, а также за счет доходов от хозяйственной деятельности Центра и других внебюджетных поступлений.
1.6. Центр является юридическим лицом, имеет свои банковские счета, печать, штампы и бланки с наименованием Центра.
1.7. Центр имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму (государственное или муниципальное учреждение) и характер осуществляемой им деятельности.
1.8. Центр размещается в специально предназначенном здании или помещениях, выделенных в зданиях административного или жилого фонда. Помещения Центра должны быть обеспечены всеми видами коммунально-бытового благоустройства, оснащены телефонной связью и отвечать санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям, а также требованиям охраны труда.
1.9. Центр компьютеризируется и оснащается современными техническими средствами и оборудованием. С учетом специфики его работы технические средства должны обеспечивать высококачественную телефонную связь; помещения должны иметь повышенную защищенность от посторонних источников шума. Его почтовый адрес, место расположения на данной территории должны оставаться засекреченными для непосвященных, а также потенциальных и реальных абонентов.
1.10. Центр не может быть приватизирован или перепрофилирован на иные виды деятельности, а закрепленное за Центром на праве оперативного управления имущество не может сдаваться в аренду или отдаваться в залог.
1.11. Для оказания помощи в деятельности администрации Центра может создаваться попечительский (общественный) совет, заседания которого проводятся вне зданий или помещений, где размещается Центр. Совет действует на основании положения, разрабатываемого в соответствии с Рекомендациями по созданию и организации деятельности попечительских (общественных) советов при учреждениях социальной защиты населения, утвержденными постановлением Минтруда России от 29 октября 1998 года N 44. Решения совета носят рекомендательный характер.
1.12. Контроль за деятельностью Центра осуществляется учредителем, органом социальной защиты населения соответствующего субъекта Российской Федерации, а также органами здравоохранения, госсанэпиднадзора, образования, финансов, налоговой службы и госторгинспекцией в пределах их компетенции.
II. Основные направления
деятельности Центра
2.1. Деятельность Центра направлена на реализацию права семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, снижение психологического дискомфорта, уровня агрессии у людей, включая аутоагрессию и суицид, формирование психологической культуры и укрепление психического здоровья, атмосферы психологической защищенности населения, в том числе несовершеннолетних, в связи с чем Центр осуществляет:
обеспечение доступности и своевременности психологической помощи по телефону для граждан независимо от их социального статуса и места жительства;
обеспечение каждому гражданину, обратившемуся за советом и помощью, возможности доверительного диалога;
психологическое консультирование по телефону; помощь абонентам в мобилизации их творческих, интеллектуальных, личностных, духовных и физических ресурсов для выхода из кризисного состояния;
расширение у абонентов диапазона социально и личностно приемлемых средств для самостоятельного решения возникших проблем и преодоления имеющихся трудностей, укрепление уверенности в себе;
направление абонентов в соответствующие организации, учреждения, где их запросы могут быть удовлетворены более полно и квалифицированно;
анализ причин и источников повышенного психического напряжения различных возрастных и социальных групп населения и доведение результатов до сведения органов социальной защиты населения и заинтересованных учреждений и организаций.