Недействующий

О повышении эффективности использования автотранспортных средств в народном хозяйстве, усилении борьбы с приписками при перевозках грузов автомобильным транспортом и обеспечении сохранности горюче-смазочных материалов (с изменениями на 29 декабря 1987 года) (не действует на территории Российской Федерации с 21.02.2020 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 03.02.2020 N 80)

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС

 СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

     
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     
от 5 августа 1983 года N 759

     

О повышении эффективности использования  автотранспортных средств в народном хозяйстве,  усилении борьбы с приписками при перевозках грузов автомобильным транспортом и обеспечении  сохранности горюче-смазочных материалов

(с изменениями на 29 декабря 1987 года)
____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации
с 21 февраля 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 3 февраля 2020 года N 80

____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Совмина РСФСР от 29 декабря 1987 года N 517 (вступило в силу с 1 января 1988 года).

____________________________________________________________________


Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что за последние годы автомобильный транспорт получил широкое развитие и превратился в одно из важнейших звеньев единой транспортной системы страны. В настоящее время им перевозится свыше 82 процентов всех народнохозяйственных грузов (в тоннах).

Значительно укрепилась материально-техническая база автомобильного транспорта. Парк автотранспортных средств систематически пополняется новыми современными автомобилями, в том числе большой грузоподъемности, мощными автотягачами, самосвалами и самосвальными автопоездами. Повышаются технический уровень автомобилей, качественные и эксплуатационные показатели их работы.

Вместе с тем в организации работы грузового автомобильного транспорта, и особенно в использовании подвижного состава, имеют место серьезные недостатки.

Все еще не получили должного развития прогрессивные методы организации транспортного процесса, и прежде всего централизованные перевозки грузов. Не обеспечиваются преимущественное развитие автомобильного транспорта общего пользования и концентрация подвижного состава в крупных автохозяйствах.

По-прежнему велики порожние пробеги и сверхнормативные простои автомобилей под погрузкой и выгрузкой, допускаются многочисленные случаи нерациональной эксплуатации автотранспортных средств, использование их не по назначению и даже в корыстных целях.

Структура парка грузовых автомобилей во многом не отвечает условиям перевозок. Народное хозяйство испытывает недостаток в автомобилях малой и большой грузоподъемности, в специализированных транспортных средствах различного назначения, прицепах и полуприцепах. Медленно осуществляются дизелизация автопарка и перевод автомобилей на работу на сжатом природном газе.

Значительная часть автомобилей продолжает эксплуатироваться с неисправными и неопломбированными спидометрами. Ежегодно выявляется более 300 тыс. таких нарушений. Их особенно много в автохозяйствах системы Министерства сельского хозяйства СССР, Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР, Министерства пищевой промышленности СССР, Госкомсельхозтехники СССР и Центросоюза.

Руководители автотранспортных предприятий не обеспечивают необходимого контроля за работой спидометрового оборудования и содержанием его в исправном состоянии. В то же время Министерство автомобильной промышленности и Министерство приборостроения, средств автоматизации и систем управления не уделяют внимания созданию более надежных и эффективных приборов для контроля за работой автомобилей и расходованием ими топлива. Не полностью удовлетворяются потребности в запасных частях к существующим приборам.

Не были приняты должные меры к повышению качества планирования и организации учета работы автомобильного транспорта, обеспечению рационального, экономного расходования горюче-смазочных материалов. Неудовлетворительным остается нормирование расхода автомобильного топлива.

Все это ведет к снижению эффективности работы автомобильного транспорта, способствует созданию условий для приписок невыполненных объемов перевозок, приводит к потерям и хищениям горюче-смазочных материалов и в конечном итоге наносит большой материальный и моральный ущерб. Проведенные проверки показывают, что подобные факты имеют место практически в каждом втором автохозяйстве. Причем значительная часть расхищаемого автомобильного топлива реализуется владельцам индивидуальных транспортных средств. За последние годы выявлены десятки тысяч подобных правонарушений.

Такое положение в значительной степени связано с недостаточным развитием сети автозаправочных станций. В настоящее время таких станций нет более чем в трех тысячах городов и поселков городского типа, в большинстве сельских районов, и подавляющая часть проживающих на селе граждан использует для заправки своих транспортных средств бензин, принадлежащий колхозам, совхозам и другим государственным и общественным предприятиям и организациям. Крайне плохо обстоит дело с обеспечением горюче-смазочными материалами имеющихся у граждан катеров и моторных лодок. На многих автозаправочных станциях грубо нарушается порядок отпуска автомобильного бензина, допускаются факты хищении и других злоупотреблений.

Перечисленные недостатки в работе автомобильного транспорта и в обеспечении населения нефтепродуктами вызваны, прежде всего, ослаблением дисциплины и требовательности, бесконтрольностью предприятий и объединений в использовании автотранспортных средств, безответственным отношением министерств и ведомств к организации автомобильных перевозок, сокращению транспортных издержек, экономии горюче-смазочных материалов. По этим же причинам не были выполнены многие ранее принятые решения по вопросам улучшения работы автомобильного транспорта и обеспечения сохранности нефтепродуктов. В частности, остались невыполненными такие важные решения, как постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 августа 1968 года N 598 "Об улучшении использования грузового автомобильного транспорта" и постановление Совета Министров СССР от 9 июня 1977 года N 491 "О мерах по усилению борьбы с приписками при перевозках грузов автомобильным транспортом, с потерями и расхищением автомобильного бензина и других горюче-смазочных материалов и по улучшению работы автозаправочных станций".

Все еще на низком уровне ведется на автотранспортных и нефтесбытовых предприятиях политико-воспитательная работа. На большинстве из них не создана обстановка нетерпимости к припискам, использованию автомобилей в целях личной наживы, расхищению автомобильного топлива. Эти нарушения зачастую рассматриваются как малозначительные, и к виновным лицам не принимаются надлежащие меры.

Министерства, ведомства, местные партийные и советские органы не спрашивают строго с руководителей автохозяйств, предприятий промышленности, строительства и других отраслей, допускающих бесхозяйственное отношение к использованию автотранспортных средств, разбазаривание горюче-смазочных материалов, приписки невыполненных объемов перевозок, не дают принципиальной оценки подобным фактам.

Органы внутренних дел, прокуратуры и суда не проявляют в борьбе с этими нарушениями должной настойчивости и последовательности, нередко допускают к виновным лицам неоправданную снисходительность, порождая атмосферу безнаказанности.

Придавая особое значение укреплению государственной дисциплины на автомобильном транспорте и учитывая его возрастающую роль в народном хозяйстве, Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР считают, что повышение эффективности использования автотранспортных средств, ликвидация приписок при перевозках грузов, обеспечение сохранности и экономного расходования горюче-смазочных материалов должны стать неотложной заботой партийных, советских, профсоюзных и комсомольских органов, всех министерств и ведомств.

Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР

постановляют:

1. Обязать ЦК компартий и Советы Министров союзных республик, крайкомы и обкомы партии, Советы Министров автономных республик, исполкомы краевых и областных Советов народных депутатов, министерства и ведомства СССР, руководствуясь решениями XXVI съезда КПСС, ноябрьского (1982 год) и июньского (1983 год) Пленумов ЦК КПСС, обеспечить коренное улучшение организации, планирования и учета работы грузового автомобильного транспорта, ликвидацию сверхнормативных простоев и сокращение порожних пробегов автомобилей, усиление контроля за эффективностью их эксплуатации, искоренение приписок при перевозках грузов, а также потерь и расхищения бензина и других горюче-смазочных материалов, укрепление дисциплины на автотранспортных и нефтесбытовых предприятиях, предприятиях-грузоотправителях и грузополучателях.

Руководителям автотранспортных и нефтесбытовых предприятий, партийным, профсоюзным и комсомольским организациям, опираясь на воспитательную силу трудовых коллективов, повести решительную борьбу со всякого рода нарушениями трудовой и производственной дисциплины, нерадивым отношением к своим обязанностям, фактам бесхозяйственности и расточительства.

Первичным партийным организациям поднять уровень политико-воспитательной работы среди работников автотранспортных и нефтесбытовых предприятий, полнее использовать право контроля деятельности администрации, повышать ответственность каждого работника за выполнение производственных заданий, бережное отношение к технике, экономное расходование автомобильного топлива.

2. В целях улучшения использования автомобильного парка и усиления режима экономии в расходовании горюче-смазочных материалов обязать Госплан СССР утверждать начиная с 1985 года в годовых планах объем перевозок грузов автомобильным транспортом (кроме автомобильного транспорта общего пользования, порядок планирования работы которого определен постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28 октября 1982 года N 942), а также фонды на автомобильное топливо и нормы его расхода на транспортную работу по министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик.