Многолетняя кризисная ситуация негативно отражается на образовательном и интеллектуальном уровне населения России, сопровождается утечкой интеллектуальных ресурсов, снижением заинтересованности и реальных возможностей родителей и педагогов в выявлении и развитии одаренных детей. В сложившейся ситуации выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей должна стать приоритетной задачей государства и общества в целом.
Сложность и специфика работы с одаренными детьми требуют привлечения к ее решению различных специалистов - педагогов, психологов, ученых, деятелей культуры и спорта. Необходимым условием полноценного и позитивного развития ребенка является взаимодействие педагогов и других специалистов с его родителями. Работа с одаренными детьми не может исходить исключительно из эмпирического, стихийно возникающего опыта, она должна иметь в своей основе серьезные научно-методические разработки.
Содержащиеся в федеральной целевой программе "Одаренные дети" (далее именуется - Программа) мероприятия соответствуют государственной социальной политике и согласуются с основными положениями Конвенции ООН о правах ребенка и других международных документов.
Опыт реализации Программы в 1998-1999 годах показал, что основные направления и механизм реализации программных мероприятий определены правильно, они отражают реальные проблемы, способствуют их поэтапному решению и поддерживаются на уровне субъектов Российской Федерации.
На основе Программы в подавляющем большинстве регионов России разработаны и утверждены региональные программы.
В ходе реализации Программы наметились положительные тенденции и получены социально значимые результаты, в том числе разработаны основы психолого-педагогической работы с одаренными детьми, создана концепция "Одаренность", в которой сделана попытка выработки общей позиции специалистов по детской одаренности.
Создана и успешно функционирует поддерживаемая Программой система всероссийских предметных олимпиад, которые проводятся как на уровне образовательного учреждения, так и на федеральном уровне. Заметнее становятся успехи российских детей и на международных олимпиадах.
Продолжается работа по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей путем проведения олимпиад, конкурсов, конференций, слетов, фестивалей и других мероприятий.
В рамках Программы издана библиотека "Одаренные дети", в которую вошли 17 научных, учебно-методических и практических пособий по работе с одаренными детьми.
Сформированы основы системного подхода к работе по переподготовке и повышению квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми.
Разработан и внедрен порядок утверждения стипендиатов одаренных детей из разных регионов Российской Федерации.
Укреплена материально-техническая база ведущих учреждений, центров, экспериментальных площадок, работающих с одаренными детьми.
Все указанные направления работы - итог многолетней систематической деятельности, которая должна быть продолжена на новом этапе реализации Программы.
В предстоящий период необходимо сделать действенным механизм реализации прав одаренных детей путем оказания материальной и моральной поддержки и создания системы государственных грантов (стипендий).
Необходимой представляется работа с одаренными детьми с ограниченными физическими возможностями, их социальная адаптация и интеграция в общество.
Изменения в системе обеспечения жизнедеятельности, воспитания и развития одаренных детей требуют разработки новых методов подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, работающих с данной категорией детей.