Недействующий

О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001-2002 годы (с изменениями на 23 октября 2002 года) (фактически утратило силу в связи с истечением срока действия)

Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами

Сложившаяся социально-экономическая и политическая ситуация в России приводит к росту числа детей-сирот и детей, остающихся без попечения родителей. В современных условиях распространенными явлениями стали нищета, асоциальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми. За последние годы катастрофически выросло количество "социальных сирот" - детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях. Вооруженные конфликты, природные, техногенные и социальные катастрофы - причины, способствующие тому, что дети остаются без родителей. К концу 1998 г. число детей, находящихся на полном государственном обеспечении, достигло 620 тысяч.

Увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей, неизбежно ведет к увеличению числа учреждений для детей-сирот домов ребенка, детских домов, школ-интернатов, приютов и т. д. Вместе с тем многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что помещение ребенка в учреждение интернатного типа не обеспечивает удовлетворения его основных потребностей, что в свою очередь приводит к нарушению развития ребенка. Результатом проживания ребенка в условиях интернатного учреждения является его неготовность к самостоятельной жизни, к поиску работы и ее сохранению в условиях безработицы, неумение организовать свой быт, досуг, создать и сохранить свою семью.

Важнейшим инструментом предупреждения социального сиротства является долгосрочная государственная программа, предусматривающая поэтапное решение указанной проблемы с учетом конкретной ситуации.

Проблемы, связанные с предупреждением сиротства, жизнеобеспечением и развитием детей-сирот, настолько масштабны и многообразны, что требуют для их разрешения целенаправленных, скоординированных усилий государственных и общественных институтов. Все это вызывает необходимость проведения комплексных мероприятий на федеральном уровне программными методами.

На основе федеральной целевой программы "Дети-сироты" (далее именуется - Программа) в большинстве регионов Российской Федерации разработаны и утверждены региональные программы "Дети-сироты".

В ходе реализации Программы наметились положительные тенденции и получены социально значимые результаты.

Начала создаваться сеть служб по предупреждению социального сиротства во многих регионах России, разработано методическое обеспечение этих служб.

Создан и ведется государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время федеральный банк данных связан компьютерной сетью с 56 регионами Российской Федерации.

Ведется работа по созданию системы учета семей потенциальных усыновителей, воспитателей, в результате которой значительно увеличилось число детей, переданных на усыновление, под опеку или попечительство.

Развивается новая форма устройства детей-сирот - помещение ребенка на воспитание в семьи граждан.

Открываются психолого-медико-педагогические            центры, обеспечивающие              индивидуальную             диагностику, социально-психологическую  реабилитацию   детей,   оставшихся   без попечения родителей.

Значительным пополнением системы государственных учреждений для детей-сирот стало введение в действие социальных приютов, центров временного пребывания детей, социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, в которых развиваются новые формы семейного воспитания детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Создание первых центров постинтернатной адаптации помогает смягчить процесс интеграции в общество выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Создана сеть детских домов, в которых дети овладевают профессиональными навыками.

Для детских домов в 76 регионах Российской Федерации приобретено оборудование для пищеблоков, прачечных, мастерских, физкультурно-оздоровительное и медицинское оборудование, автотранспорт. В целях укрепления здоровья детей используются новые технологии немедикаментозного оздоровления детей - 6 детских домов в 6 регионах России работают по технологии "Детский дом здоровья".

На средства, выделяемые для финансирования мероприятий Программы, построены и введены в строй 9 учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и 43 детских дома находятся в стадии завершения строительства.

Однако, несмотря на принимаемые меры, проблемы, связанные с положением детей, оставшихся без попечения родителей, требуют комплексного решения на государственном уровне.

Решение этих проблем должно строиться на основе создания и совершенствования государственной системы защиты прав детей. Полноценная государственная помощь может быть обеспечена только в случае четко организованной работы по раннему выявлению потенциально опасных ситуаций для ребенка.

Для полноценного развития личности ребенка-сироты крайне важным является его проживание в условиях, близких к семейным.

Необходимо разработать формы передачи детей-сирот в семьи граждан (приемные, патронатные семьи и др.), создать инновационные государственные и негосударственные учреждения для детей-сирот (профильные школы, лицеи для творчески одаренных детей и т. п.). Такие изменения в системе обеспечения жизнедеятельности, воспитания и обучения детей-сирот требуют ее реформирования, разработки новых технологий подготовки кадров, специалистов, работающих с детьми-сиротами, допрофессиональной подготовки самих сирот, обучения конкурентоспособным профессиям.