Приложение 1
к Временному порядку проведения экспертизы
настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и
игровых сооружений для детей
Критерии оценки настольных, компьютерных и иных
игр, игрушек и игровых сооружений для детей
1. Настоящие критерии оценки (далее - Критерии) настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей (далее - игрушка) предназначаются для использования в деятельности организаций, проводящих экспертизу, при проведении экспертизы игрушки.
2. Критерии рекомендуются предприятиям-изготовителям и торговым организациям для контроля за качеством игрушки.
3. Критерии могут использоваться работниками системы дошкольного образования для создания предметно-развивающей среды в образовательных учреждениях.
4. Устанавливаются две группы Критериев.
4.1. Критерии группы 1 обеспечивают безопасность ребенка, его защиту от негативных влияний игрушки на здоровье и эмоциональное благополучие.
В эту группу включены Критерии, защищающие ребенка от таких качеств игрушки, которые:
4.1.1. Провоцируют ребенка на агрессивные действия.
4.1.2. Вызывают у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых выступают играющие партнеры (сверстники, взрослые) или сама сюжетная игрушка.
4.1.3. Провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием.
4.1.4. Вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки возрастной компетенции ребенка.
4.1.5. Провоцируют ребенка на пренебрежительное или негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей.
4.2. В состав Критериев группы 2 включены качества игрушки, направленные на обеспечение развития ребенка:
4.2.1. Полифункциональность. Игрушка может быть гибко использована в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях.
4.2.2. Возможность применения в совместной деятельности. Игрушка может быть пригодна к использованию в коллективных видах деятельности (в том числе и с участием взрослого) и может инициировать совместные действия.
4.2.3. Дидактическая ценность. Игрушка выступает средством обучения ребенка.
4.2.4. Эстетическая ценность. Игрушка является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства; может являться изделиями художественных промыслов.
4.3. Наличие у игрушки хотя бы одного из качеств группы 1 означает несоответствие этой игрушки Критериям.
Наличие у игрушки хотя бы одного качества группы 2 свидетельствует о ее образовательной ценности.
5. Экспертиза игрушки носит комплексный, многоаспектный характер, основанный на качественном и количественном анализе.
5.1. Качественный анализ игрушки проводится на основе Критериев группы 1 и группы 2 в соответствии с пунктом 3 настоящего документа.
5.2. Количественный анализ игрушки проводится методом экспертной оценки.
5.3. Метод экспертной оценки предусматривает выведение интегральной оценки на основе индивидуальных оценок экспертов.
Для получения интегральных оценок (далее - ИО) используются система балльных оценок и следующая формула расчета:
ИО = Сумма по N [A1 A2 ...A5(K1 +...K4)] / N,
где А -индивидуальные оценки экспертов, присвоенные в соответствии с Критериями группы 1;