Повышение квалификации и переподготовка государственных служащих, осуществляемые непосредственно в управлениях (отделах) Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации [далее - управления (отделы) Судебного департамента], является важным фактором повышения эффективности деятельности указанных органов.
Данная деятельность осуществляется на плановой основе в форме постоянно действующих семинаров:
- управлений и отделов Судебного департамента;
- отделов в составе управлений Судебного департамента;
- групп в составе отделов Судебного департамента.
Занятиями семинара управления либо отдела Судебного департамента охватываются все работники этих органов; семинарами отделов в составе управлений и групп в составе отделов Судебного департамента - работники соответствующих структурных подразделений.
Основными задачами семинара являются:
1. Повышение теоретического и профессионального уровня работников управлений (отделов) Судебного департамента путем глубокого изучения действующего законодательства, регламентирующего деятельность судов, органов судейского сообщества, органов и учреждений Судебного департамента.
2. Дальнейшее развитие навыков использования государственными служащими современных управленческих технологий, компьютерной и организационной техники в выполнении возложенных на них должностных обязанностей.
3. Совершенствование научной организации труда и методов управления, творческого и инициативного подхода к решению служебных задач на основе изучения и использования отечественного и зарубежного опыта работы.
В целях обеспечения эффективного повышения квалификации и переподготовки государственных служащих начальник управления (отдела) Судебного департамента издает соответствующий приказ, в котором: назначаются должностные лица, ответственные за организацию и проведение семинара управления (отдела) и семинаров в структурных подразделениях; определяется периодичность проведения семинаров; утверждаются тематические планы.
Занятия семинаров управлений (отделов) Судебного департамента проводятся в первый и второй понедельники каждого месяца; отделов в составе управлений, групп в составе отделов - в третий понедельник каждого месяца.
Тематический план проведения занятий семинара повышения квалификации государственных служащих управления (отдела) Судебного департамента должен предусматривать 72 часа учебного времени в течение года, в том числе - 24 часа на семинары, проводимые в их структурных подразделениях (отделах или группах).
Тематические планы по всем видам семинаров разрабатываются и утверждаются начальником управления (отдела) Судебного департамента до 25 декабря года, предшествующего планируемому. Они должны быть ориентированы на рассмотрение и изучение наиболее важных проблем и вопросов, успешное решение которых будет способствовать совершенствованию деятельности как структурных подразделений, так и органов Судебного департамента в целом.
Формы проведения занятий.
1. Как свидетельствует опыт, оптимальными формами проведения занятий по профессиональной подготовке и повышению квалификации в рамках семинара управлений (отделов) Судебного департамента являются:
- лекции (классические информационные);
- лекции-конференции;
- круглые столы.
Классические лекции целесообразно использовать при раскрытии тем, охватывающих материал преимущественно информативного характера.
Лекции-конференции рекомендуется применять при освещении проблемных вопросов, непосредственно связанных с профессиональной деятельностью обучаемых.
Лекция-конференция строится следующим образом. В начале лекции обучаемые, заранее ознакомленные с ее темой, передают лектору письменные вопросы. Последний сортирует их по смысловому содержанию и приступает к раскрытию темы. При этом изложение материала конструируется не как ответ на каждый заданный вопрос, а в виде связанного раскрытия темы, в процессе которого и формулируются соответствующие ответы.
Активизация познавательной деятельности обучаемых на лекции-конференции достигается за счет ряда факторов:
- из деперсонифицированного информирования лекция превращается в процесс, адресованный лично каждому обучаемому;
- необходимость сформулировать вопрос и грамотно его задать активизирует мысль, а ожидание ответа на него - внимание автора вопроса;
- вопросы, как правило, носят проблемный характер и становятся поводом для разрешения проблемных ситуаций, следовательно, и началом творческих процессов мышления.
В силу отмеченных особенностей очевидно, что подобная форма лекции требует высокой квалификации и педагогического опыта лектора.
Круглый стол целесообразно проводить в качестве итогового занятия по нескольким содержательно связанным темам, ранее освещенным на лекциях.