Действующий

Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года текст, измененный Протоколом 1988 года к ней, с поправками (СОЛАС-74) (с изменениями на 24 мая 2018 года)

Правило 19

     
Подготовка персонала по действиям в чрезвычайных ситуациях и учения

1 Данное правило применяется ко всем судам.

2 Ознакомление с установками по обеспечению безопасности и учебные сборы

2.1 Каждый член экипажа, до начала рейса, должен быть ознакомлен со своими обязанностями, которые ему надлежит выполнять в случае чрезвычайной ситуации.

2.2 На судне, совершающем рейс, в котором пассажиры должны оставаться на борту более 24 ч, учебный сбор при посадке новых пассажиров должен быть проведен до отхода судна или сразу после отхода судна. Пассажиры должны пройти инструктаж по использованию спасательных жилетов и по действиям, которые они должны выполнять в аварийной ситуации.

2.3 При посадке новых пассажиров их инструктаж по вопросам безопасности проводится непосредственно перед отходом или сразу после отхода судна. Этот инструктаж должен включать инструкции, требуемые правилами 8.2 и 8.4, и проводиться посредством объявления на одном или нескольких языках, понятных пассажирам. Это объявление должно быть сделано по системе громкоговорящей связи судна или при помощи других равноценных средств, чтобы его могли услышать по меньшей мере те пассажиры, которые еще не слышали его во время рейса. Этот инструктаж может быть включен в учебный сбор, требуемый пунктом 2.2. Дополнительно к инструктажу могут использоваться информационные листки, плакаты, видеопрограммы, демонстрируемые на судовых видеодисплеях, но они не могут использоваться вместо вышеуказанного объявления.

3 Учения

3.1 Учения, насколько это практически возможно, должны проводиться так, как если бы существовала действительная чрезвычайная ситуация.

3.2 Ежемесячно каждый член экипажа должен принимать участие по меньшей мере в одном учении по оставлению судна и в одном - по борьбе с пожаром. Если в предыдущем месяце более 25% членов экипажа не принимали участия в проводившихся на судне учениях по оставлению судна и по борьбе с пожаром, то учения экипажа должны быть проведены в течение 24 ч после выхода судна из порта. При вводе судна в эксплуатацию, после модификаций существенного характера или если на судне новый экипаж, то такие учения должны быть проведены до отхода. Для категорий судов, на которых это выполнить практически невозможно, Администрация может допустить другие условия проведения учений, которые являются по меньшей мере равноценными вышеуказанным.

3.3 Члены экипажа, на которых возложена ответственность за вход в закрытые помещения или за учения, должны участвовать в учениях по входу в закрытые помещения и по спасанию, которые должны проводиться на судах не реже, чем один раз в два месяца.

3.4 Учение по оставлению судна

3.4.1 Каждое учение по оставлению судна должно включать:

.1 вызов пассажиров и членов экипажа к местам сбора с помощью сигнала аварийно-предупредительной сигнализации, предписанной правилом 6.4.2, после которого по системе громкоговорящей связи или по другой системе связи передается сообщение об учении, обеспечение их ознакомления с порядком оставления судна, указанным в расписании по тревогам;

.2 прибытие к местам сбора и подготовку к выполнению обязанностей, указанных в расписании по тревогам;

.3 проверку того, чтобы все пассажиры и члены экипажа были соответствующим образом одеты;

.4 проверку того, чтобы были правильно надеты спасательные жилеты;

.5 приспускание по меньшей мере одной спасательной шлюпки после всей необходимой для спуска ее на воду подготовки;

.6 пуск и работу двигателя спасательной шлюпки;

.7 работу плот-балок, используемых для спуска спасательных плотов;

.8 имитацию поиска и спасания пассажиров, блокированных в блок-каютах; и

.9 инструктаж по использованию радиооборудования для спасательных средств.

3.4.2 Насколько это практически возможно, во время каждого последующего учения поочередно приспускаются, в соответствии с требованиями пункта 3.4.1.5, различные спасательные шлюпки.

3.4.3 За исключением предусмотренного в пунктах 3.4.4 и 3.4.5, каждая спасательная шлюпка спускается*, а затем маневрирует на воде с расписанной на ней командой управления - по меньшей мере один раз в 3 месяца во время проведения учения по оставлению судна.

________________

* Смысл данного пункта заключается в том, что шлюпка может спускаться без людей, а потом маневрирует на воде с командой, осуществляющей управление шлюпкой (примеч. пер.).

3.4.4 В случае спасательной шлюпки, устроенной для спуска свободным падением, по меньшей мере один раз в три месяца, во время проведения учения по оставлению судна, команда садится в шлюпку, надлежащим образом закрепляется на своих местах и начинает моделировать спуск, но без действительного освобождения шлюпки (т.е. не выкладывая освобождающий крюк). Шлюпка затем либо спускается свободным падением, но только с требуемым для управления шлюпки количеством команды, либо спускается на воду посредством вторичного средства спуска без команды, осуществляющей управление шлюпкой, а затем маневрирует на воде с расписанной на ней командой управления. Через промежутки времени не более шести месяцев шлюпку либо спускают свободным падением (но только с командой, осуществляющей управление), либо выполняют моделирование ситуации спуска в соответствии с руководством, выработанным Организацией**.