Действующий

Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года текст, измененный Протоколом 1988 года к ней, с поправками (СОЛАС-74) (с изменениями на 24 мая 2018 года)

Правило 16

Эксплуатация

1 Назначение


Назначением данного правила является обеспечение информацией и инструкциями по надлежащим судовым и грузовым операциям в отношении пожарной безопасности. С этой целью должны выполняться следующие функциональные требования:

.1 на судне должны иметься буклеты с мерами пожарной безопасности эксплуатационного характера; и

.2 истечение воспламеняющихся паров из системы вентиляции грузовых танков должно контролироваться.

2 Буклеты эксплуатационного характера по мерам пожарной безопасности

2.1 Требуемые буклеты по мерам пожарной безопасности эксплуатационного характера содержат необходимую информацию и инструкции по безопасной эксплуатации судна и грузовым операциям в отношении пожарной безопасности. Буклет должен содержать информацию относительно ответственности экипажа за общую пожарную безопасность судна в ходе погрузки и выгрузки груза и на переходе морем. Должны быть объяснены необходимые меры предосторожности в отношении пожарной безопасности при обработке генеральных грузов. На судах, перевозящих опасные грузы и воспламеняющиеся грузы навалом или наливом, буклет должен также предоставлять ссылку на относящиеся к делу инструкции по пожаротушению и обработке груза в чрезвычайных ситуациях, содержащихся в Международном кодексе морской перевозки навалочных грузов (МКМПНГ), Международном кодексе по химовозам, Международном кодексе по газовозам и Международном кодексе морской перевозки опасных грузов, в зависимости от случая.

2.2 Буклет по мерам пожарной безопасности эксплуатационного характера должен находиться в каждой столовой команды и комнате отдыха или в каждой каюте экипажа.

2.3 Буклет по мерам пожарной безопасности эксплуатационного характера составляется на рабочем языке судна.

2.4 Буклет по мерам пожарной безопасности эксплуатационного характера может быть объединен с наставлением по подготовке персонала, требуемым правилом 15.2.3.

3 Дополнительные требования к танкерам

3.1 Общие положения

Буклет по мерам пожарной безопасности эксплуатационного характера, упомянутый в пункте 2, должен включать положения по предотвращению распространения огня на грузовую зону из-за воспламенения горючих паров и включать процедуры продувки и/или дегазации грузовых танков, принимая во внимание положения пункта 3.2.

3.2 Процедуры продувки и/или дегазации грузовых танков

3.2.1 Если судно оборудовано системой инертных газов, грузовые танки сначала продуваются в соответствии с положениями правила 4.5.6 до тех пор, пока концентрация паров углеводородов в грузовых танках не будет снижена до менее 2% по объему. После этого дегазация может проводиться на уровне палубы грузовых танков.

3.2.2 Если судно не оборудовано системой инертного газа, операция продувки производится таким образом, чтобы воспламеняющиеся пары удалялись сначала через:

.1 выходные отверстия как оговорено в правиле 4.5.3.4;

.2 выходные отверстия на высоте не менее 2 м от палубы грузовых танков со скоростью на выходе в вертикальном направлении не менее 30 м/с, поддерживаемую в течение операции по дегазации; или

.3 выходные отверстия на высоте не менее 2 м от палубы грузовых танков со скоростью на выходе в вертикальном направлении не менее 20 м/с и которые защищены подходящими устройствами предотвращения проникновения пламени.

3.2.3 Вышеуказанные выходные отверстия располагаются не ближе 10 м по горизонтали от ближайших воздухозаборников и отверстий в закрытых помещениях, содержащих источник воспламенения, и от палубных механизмов, которые могут включать брашпиль и клюзы цепного ящика и оборудование, которые могут представлять опасность воспламенения.

3.2.4 Когда концентрация воспламеняющихся паров на выходе отводных отверстий снизится до 30% от нижнего предела воспламенения, дегазация может продолжаться на уровне палубы грузовых танков.

3.3 Функционирование системы инертного газа

3.3.1 Система инертного газа на танкерах, предусмотренная правилом 4.5.5.1, должна функционировать таким образом, чтобы создавать и поддерживать невоспламеняющуюся атмосферу в грузовых танках, за исключением случаев, когда требуется дегазация таких танков.

3.3.2 Несмотря на вышеуказанное, для танкеров-химовозов применение инертного газа может производиться после загрузки грузового танка, но до начала разгрузки и должно продолжаться до тех пор, пока грузовой танк не будет продут от всех воспламеняющихся паров до начала дегазации. Для целей настоящего положения в качестве инертного газа может применяться только азот.

3.3.3 Несмотря на требования правила 1.2.2.2, положения настоящего пункта применяются только к танкерам, находящимся на этапе постройки 1 января 2016 года или после этой даты. Если содержание кислорода в инертном газе превышает 5% по объему, должны быть предприняты немедленные действия по улучшению качества газа. Если качество газа не улучшится, все операции в грузовых танках, в которые подается инертный газ, должны быть приостановлены, чтобы избежать поступления воздуха в грузовые танки; клапан регулирования газа, если он установлен, должен быть закрыт, а не соответствующий требованиям газ должен быть выпущен в атмосферу.

3.3.4 Если система инертного газа не соответствует требованиям пункта 16.3.3.1, а проведение ремонта признано нецелесообразным, выгрузка груза и очистка грузовых танков, требующих инертизации, должны возобновляться только после того, как будут выполнены соответствующие действия в аварийной ситуации с учетом руководства, разработанного Организацией*.

________________

* См. циркуляр "Разъяснение конвенционных требований к системам инертного газа" (MSC/Circ.485) и циркуляр "Пересмотренное Руководство по системам инертного газа (СИГ)" (MSC/Circ.353) с поправками, внесенными циркуляром MSC/Circ.387.