Эксплуатация
1 Назначение
Назначением данного правила является обеспечение информацией и инструкциями по надлежащим судовым и грузовым операциям в отношении пожарной безопасности. С этой целью должны выполняться следующие функциональные требования:
.1 на судне должны иметься буклеты с мерами пожарной безопасности эксплуатационного характера; и
.2 истечение воспламеняющихся паров из системы вентиляции грузовых танков должно контролироваться.
2 Буклеты эксплуатационного характера по мерам пожарной безопасности
2.1 Требуемые буклеты по мерам пожарной безопасности эксплуатационного характера содержат необходимую информацию и инструкции по безопасной эксплуатации судна и грузовым операциям в отношении пожарной безопасности. Буклет должен содержать информацию относительно ответственности экипажа за общую пожарную безопасность судна в ходе погрузки и выгрузки груза и на переходе морем. Должны быть объяснены необходимые меры предосторожности в отношении пожарной безопасности при обработке генеральных грузов. На судах, перевозящих опасные грузы и воспламеняющиеся грузы навалом или наливом, буклет должен также предоставлять ссылку на относящиеся к делу инструкции по пожаротушению и обработке груза в чрезвычайных ситуациях, содержащихся в Международном кодексе морской перевозки навалочных грузов (МКМПНГ), Международном кодексе по химовозам, Международном кодексе по газовозам и Международном кодексе морской перевозки опасных грузов, в зависимости от случая.
2.2 Буклет по мерам пожарной безопасности эксплуатационного характера должен находиться в каждой столовой команды и комнате отдыха или в каждой каюте экипажа.
2.3 Буклет по мерам пожарной безопасности эксплуатационного характера составляется на рабочем языке судна.
2.4 Буклет по мерам пожарной безопасности эксплуатационного характера может быть объединен с наставлением по подготовке персонала, требуемым правилом 15.2.3.
3 Дополнительные требования к танкерам
3.1 Общие положения
Буклет по мерам пожарной безопасности эксплуатационного характера, упомянутый в пункте 2, должен включать положения по предотвращению распространения огня на грузовую зону из-за воспламенения горючих паров и включать процедуры продувки и/или дегазации грузовых танков, принимая во внимание положения пункта 3.2.
3.2 Процедуры продувки и/или дегазации грузовых танков
3.2.1 Если судно оборудовано системой инертных газов, грузовые танки сначала продуваются в соответствии с положениями правила 4.5.6 до тех пор, пока концентрация паров углеводородов в грузовых танках не будет снижена до менее 2% по объему. После этого дегазация может проводиться на уровне палубы грузовых танков.
3.2.2 Если судно не оборудовано системой инертного газа, операция продувки производится таким образом, чтобы воспламеняющиеся пары удалялись сначала через:
.1 выходные отверстия как оговорено в правиле 4.5.3.4;
.2 выходные отверстия на высоте не менее 2 м от палубы грузовых танков со скоростью на выходе в вертикальном направлении не менее 30 м/с, поддерживаемую в течение операции по дегазации; или
.3 выходные отверстия на высоте не менее 2 м от палубы грузовых танков со скоростью на выходе в вертикальном направлении не менее 20 м/с и которые защищены подходящими устройствами предотвращения проникновения пламени.
3.2.3 Вышеуказанные выходные отверстия располагаются не ближе 10 м по горизонтали от ближайших воздухозаборников и отверстий в закрытых помещениях, содержащих источник воспламенения, и от палубных механизмов, которые могут включать брашпиль и клюзы цепного ящика и оборудование, которые могут представлять опасность воспламенения.
3.2.4 Когда концентрация воспламеняющихся паров на выходе отводных отверстий снизится до 30% от нижнего предела воспламенения, дегазация может продолжаться на уровне палубы грузовых танков.
3.3 Функционирование системы инертного газа |
3.3.1 Система инертного газа на танкерах, предусмотренная правилом 4.5.5.1, должна функционировать таким образом, чтобы создавать и поддерживать невоспламеняющуюся атмосферу в грузовых танках, за исключением случаев, когда требуется дегазация таких танков. |
3.3.2 Несмотря на вышеуказанное, для танкеров-химовозов применение инертного газа может производиться после загрузки грузового танка, но до начала разгрузки и должно продолжаться до тех пор, пока грузовой танк не будет продут от всех воспламеняющихся паров до начала дегазации. Для целей настоящего положения в качестве инертного газа может применяться только азот. |
3.3.3 Несмотря на требования правила 1.2.2.2, положения настоящего пункта применяются только к танкерам, находящимся на этапе постройки 1 января 2016 года или после этой даты. Если содержание кислорода в инертном газе превышает 5% по объему, должны быть предприняты немедленные действия по улучшению качества газа. Если качество газа не улучшится, все операции в грузовых танках, в которые подается инертный газ, должны быть приостановлены, чтобы избежать поступления воздуха в грузовые танки; клапан регулирования газа, если он установлен, должен быть закрыт, а не соответствующий требованиям газ должен быть выпущен в атмосферу. |
3.3.4 Если система инертного газа не соответствует требованиям пункта 16.3.3.1, а проведение ремонта признано нецелесообразным, выгрузка груза и очистка грузовых танков, требующих инертизации, должны возобновляться только после того, как будут выполнены соответствующие действия в аварийной ситуации с учетом руководства, разработанного Организацией*. |
________________ * См. циркуляр "Разъяснение конвенционных требований к системам инертного газа" (MSC/Circ.485) и циркуляр "Пересмотренное Руководство по системам инертного газа (СИГ)" (MSC/Circ.353) с поправками, внесенными циркуляром MSC/Circ.387. |