Действующий

Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года текст, измененный Протоколом 1988 года к ней, с поправками (СОЛАС-74) (с изменениями на 24 мая 2018 года)

Правило 10

Борьба с пожаром*

________________

* См. MSC/Circ.1165 - "Пересмотренное руководство по одобрению систем пожаротушения, равноценных системам пожаротушения на основе воды, для машинных помещений и грузовых насосных отделений" с попр. в MSC.1/Circ.1237, MSC.1/Circ.1269, MSC.1/Circ.1386 и интерпретациями в MSC.1/Circ.1458.

1 Назначение

Назначением данного правила является подавление и быстрое гашение огня в месте его возникновения. С этой целью должны удовлетворяться следующие функциональные требования:

.1 устанавливаются стационарные системы пожаротушения, обращая должное внимание на вероятность разрастания пожара в защищаемых помещениях; и

.2 средства пожаротушения находятся в постоянной готовности.

1 Цель

1.1 Целью настоящего правила является борьба с пожаром и его быстрое тушение в месте возникновения, за исключением пункта 1.2. Для этой цели должны соблюдаться следующие функциональные требования:

.1 должны быть установлены стационарные системы пожаротушения с должным учетом потенциального развития пожара в защищаемых помещениях; и

.2 средства пожаротушения должны быть готовы к немедленному использованию.

1.2 В трюмах для контейнеров с открытым верхом* и в местах размещения контейнеров на палубе на судах, спроектированных для перевозки контейнеров на открытой палубе или выше открытой палубы и находящихся на этапе постройки 1 января 2016 года или после этой даты, должны быть предусмотрены средства противопожарной защиты для локализации пожара в помещении или в месте возникновения и для охлаждения смежных площадей с целью предотвращения распространения пожара и повреждений конструкций судна.

________________

* Определение данного термина см. в циркуляре "Временное руководство для контейнеровозов без люковых закрытий" (MSC/Circ.608/Rev.1).

2 Системы водоснабжения


На судах предусматриваются пожарные насосы, пожарные магистрали, краны и рукава, отвечающие применимым требованиям данного правила.

2.1 Пожарные магистрали и краны

2.1.1 Общие положения

Материалы, легко теряющие свои свойства при нагреве, не должны применяться для пожарных магистралей и кранов, если они не защищены достаточным образом. Трубопроводы и краны размещаются таким образом, чтобы пожарные рукава могли быть легко подсоединены к ним. Устройство трубопроводов и кранов должно быть таким, чтобы избежать возможности замерзания воды. Трубопровод пожарной магистрали обеспечивается подходящими устройствами стока. Запорные краны устанавливаются на всех ветвях пожарной магистрали на открытой палубе, используемых в иных, чем борьба с пожаром, целях. На судах, где может перевозиться палубный груз, места размещения пожарных кранов должны быть такими, чтобы краны были всегда легкодоступными, а трубопроводы устроены так, чтобы, насколько это практически возможно, избежать опасности их повреждения грузом.

2.1.2 Постоянная готовность к обеспечению водой

Меры и устройства постоянной готовности к обеспечению водой должны:

.1 на пассажирских судах:

.1 валовой вместимостью 1000 и более быть такими, чтобы от любого пожарного крана во внутренних помещениях можно было немедленно подать по меньшей мере одну эффективную струю воды и чтобы была обеспечена непрерывная подача воды путем автоматического пуска одного требуемого пожарного насоса;

.2 валовой вместимостью менее 1000 обеспечивать автоматический или дистанционный запуск с ходового мостика по меньшей мере одного пожарного насоса. Если насос запускается автоматически, или, если донный клапан не может быть открыт с места, где дистанционно запускается насос, донный клапан должен постоянно находиться в открытом положении; и

.3 если их машинные помещения в соответствии с правилом II-1/54 имеют периодически безвахтенное обслуживание, Администрация должна определить требования, касающиеся стационарной системы пожаротушения водой для таких помещений, эквивалентные требованиям, предъявляемым к системе для машинных помещений с обычной вахтой;

.2 на грузовых судах:

.1 быть на усмотрение Администрации; и

.2 с периодически безвахтенным обслуживанием машинного помещения или, когда требуется наличие только одного лица на вахте, обеспечивать немедленное наличие воды из системы пожарной магистрали при подходящем давлении либо путем дистанционного запуска одного из главных пожарных насосов с ходового мостика и поста борьбы с пожаром, если пост имеется, либо поддержанием постоянного давления в системе главной пожарной магистрали одним из главных пожарных насосов, за исключением того случая, когда Администрация освобождает грузовые суда валовой вместимостью менее 1600 от выполнения данного требования, если устройство запуска пожарного насоса в машинном помещении находится в легкодоступном месте.

2.1.3 Диаметр пожарных магистралей

Диаметр пожарной магистрали и ее отростков должен быть достаточным для эффективного распространения максимально требуемого количества воды от двух одновременно работающих пожарных насосов, за исключением того, что на грузовых судах диаметр может быть достаточным для подачи 140 м/ч воды.

Диаметр пожарной магистрали и ее отростков должен быть достаточным для эффективного распределения максимально требуемого количества воды, подаваемой двумя одновременно работающими пожарными насосами: однако в случае грузовых судов, за исключением судов, указанных в пункте 7.3.2, возможно, чтобы такой диаметр был достаточным для обеспечения подачи 140 м/ч.