Действующий

Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года текст, измененный Протоколом 1988 года к ней, с поправками (СОЛАС-74) (с изменениями на 24 мая 2018 года)

Правило 5

Возможные меры снижения опасности распространения пожара

1 Назначение


Назначением данного правила является ограничение возможности разрастания пожара в каждом помещении судна. С этой целью должны выполняться следующие функциональные требования:

   .1 обеспечиваются средства управления поступлением воздуха в помещение;

.2 обеспечиваются средства контроля за воспламенящимся жидкостями в помещении; и

.3 ограничивается использование горючих материалов.

2 Управление поступлением воздуха и контроль за воспламеняющимися жидкостями

2.1 Средства закрытия и устройства отключения вентиляции

2.1.1 Главные приемные и выходные отверстия всех систем вентиляции должны иметь возможность закрытия с мест, расположенных вне вентилируемых помещений. Средства закрытия должны быть легко доступны, четко выделяться, иметь постоянную маркировку и показывать, в открытом или закрытом положении они находятся.

2.1.2 Для принудительной вентиляции жилых, служебных, грузовых помещений, постов управления и машинных помещений должна быть предусмотрена возможность остановки с легкодоступного места, находящегося вне обслуживаемого помещения. Это место не должно легко отрезаться огнем в случае пожара в обслуживаемых помещениях.

2.1.3 На пассажирских судах, перевозящих более 36 пассажиров, принудительная вентиляция, за исключением вентиляции машинных и грузовых помещений и любой альтернативной системы вентиляции, которая может требоваться правилом 8.2, оборудуется органами управления, сгруппированными таким образом, чтобы все вентиляторы могли быть остановлены с любого из двух отдельных мест, расположенных как можно далее с практической точки зрения, друг от друга. Для вентиляторов систем принудительной вентиляции грузовых помещений должна быть предусмотрена возможность остановки с безопасного места вне таких помещений.

2.2 Средства управления в машинных помещениях

2.2.1 Средства управления обеспечиваются для открытия и закрытия световых люков, закрытия отверстий в раструбах, обычно используемых для вытяжной вентиляции, и закрытия противопожарных заслонок вентиляции.

2.2.2 Обеспечиваются средства управления для остановки вентиляторов. Органы управления, предусмотренные для принудительной вентиляции машинных помещений, группируются так, чтобы они приводились в действие из двух мест, одно из которых должно находиться вне таких помещений. Средства остановки принудительной вентиляции машинных помещений должны быть полностью отделены от средств остановки вентиляции других помещений.

2.2.3 Обеспечиваются средства управления для остановки нагнетательных и вытяжных вентиляторов, топливоперекачивающих насосов, насосов установок жидкого топлива, насосов системы смазки, циркуляционных насосов горячего масла для прогрева двигателя и топливных сепараторов. Однако, нет необходимости применять пункты 2.2.4 и 2.2.5 к нефтеводяным сепараторам.

2.2.4 Органы управления, требуемые в пунктах 2.2.1-2.2.3 и правилом 4.2.2.3.4, располагаются вне соответствующего помещения, чтобы не быть отрезанными огнем в случае пожара в обслуживаемом ими помещении.

2.2.5 На пассажирских судах, органы управления, требуемые пунктами 2.2.1-2.2.4 и правилами 8.3.3 и 9.5.2.3, и органы управления любой требуемой противопожарной системой, располагаются в одном месте управления или группируются в как можно меньшем количестве мест, к удовлетворению Администрации. Такие места должны иметь безопасный доступ с открытой палубы.

2.3 Дополнительные требования к средствам управления в машинных помещениях с периодически безвахтенным обслуживанием

2.3.1 Для машинных помещений с периодически безвахтенным обслуживанием Администрация должна уделять особое внимание поддержанию огнестойкости машинных помещений, расположению и централизации органов управления системами пожаротушения, требуемым устройствам отключения (например, вентиляции, топливных насосов и др.) и тому, что могут потребоваться дополнительные средства пожаротушения, иное оборудование для борьбы с пожаром и дыхательные аппараты.

2.3.2 На пассажирских судах эти требования должны быть по меньшей мере эквивалентными требованиям к машинным помещениям с обычной вахтой.

3 Огнезащитные материалы

3.1 Использование негорючих материалов

3.1.1 Изолирующие материалы

Изолирующие материалы должны быть негорючими, за исключением их использования в грузовых помещениях, почтовых и багажных кладовых и рефрижераторных отсеках служебных помещений. Антиконденсатные материалы и клеи, используемые в сочетании с изоляцией, также как и изоляция арматуры трубопроводов систем охлаждения, могут не быть негорючими, но их количество должно быть сведено к практически необходимому минимуму, а их внешние поверхности должны иметь характеристики медленного распространения пламени.

3.1.2 Подволоки и зашивки