Действующий

О сертификации качества педагогических тестовых материалов (с изменениями на 25 октября 2000 года)

 Приложение N 2
 к приказу Минобразования России
 от 17.04.2000 N 1122

ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
о сертификации качества педагогических тестовых материалов, используемых для оценки знаний обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации



Общие положения

     

1. Настоящее Временное положение определяет цель, предмет, содержание и организацию процедуры сертификации качества педагогических тестовых материалов (далее - ПТМ), используемых для оценки знаний обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации.

2. Цель сертификации - повышение качества образования путем совершенствования ПТМ, применяемых для оценки знаний обучающихся методом тестирования в учебных заведениях Российской Федерации. При этом решаются две задачи: первая - выявление и фиксация достигнутого уровня качества сертифицируемых ПТМ, вторая - разработка рекомендаций, определяющих методику совершенствования ПТМ.

3. Предметом и содержанием сертификации является установление степени соответствия характеристик ПТМ действующим на момент сертификации требованиям к их качеству. Требования утверждаются Координационным советом Минобразования России по вопросам сертификации качества ПТМ (далее - Координационный совет). Требования подлежат обновлению не реже одного раза в три года.

4. Основными принципами сертификации являются научная обоснованность, объективность, конфиденциальность, систематическая отчетность. Принцип научной обоснованности регламентирует использование в процессе сертификации современного научного аппарата. Принцип объективности предполагает экспертизу качества тестов по единой методике. Принцип конфиденциальности предписывает неразглашение содержательной части ПТМ, представленных на экспертизу, и результатов экспертизы внешним пользователям.

Процедура сертификации

5. Процедура сертификации качества ПТМ состоит из двух последовательных этапов. Первый этап - экспертиза ПТМ, включающая оценку качества содержания, правильности форм заданий и статистических характеристик ПТМ. Второй этап - сертификация. ПТМ, прошедшим экспертизу и удовлетворяющим утвержденным требованиям к их качеству, выдается сертификат качества ПТМ (в дальнейшем - сертификат). Образец бланка сертификата разрабатывается головными учреждениями по сертификации качества ПТМ и утверждается Координационным советом.

6. Сертификат дает право на использование ПТМ с целью оценки знаний обучающихся. Сертификат снабжается бланком с паспортными данными ПТМ, содержащими информацию о характеристиках ПТМ, и имеет регистрационный номер, совпадающий с регистрационным номером ПТМ. Бланк сертификата изготовляется на бумаге с водяными знаками.

7. При неполном соответствии характеристик ПТМ требованиям качества выдается свидетельство о прохождении процедуры сертификации. Свидетельство удостоверяет факт прохождения процедуры сертификации и содержит рекомендации по доработке ПТМ. Образец свидетельства и содержание рекомендаций по доработке ПТМ разрабатываются головными учреждениями по сертификации качества ПТМ и утверждаются Координационным советом. Бланк свидетельства изготовляется на бумаге с водяными знаками.

Требования к организации проведения сертификации

     

8. Сертификация проводится на базе головных учреждений: Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов Московского государственного института стали и сплавов (технологического университета) и Института общего среднего образования Российской академии образования (далее - головные учреждения).

9. Сертификация ПТМ проводится по желанию авторов тестов или по заявкам учебных заведений на договорной основе. Стоимость затрат на проведение сертификации определяется типовой сметой расходов, утверждаемой Координационным советом.

10. Средства, перечисляемые заказчиками, поступают на счета головных учреждений по сертификации качества ПТМ и расходуются на оплату труда экспертов, организацию процесса сертификации, на развитие и совершенствование методического и материально-технического оснащения процедуры сертификации.

11. Сертификация проводится на основании договора, заключаемого между заказчиками работ и головными учреждениями. Договор может предусматривать оказание заказчику дополнительных услуг по доработке ПТМ. Объем последних определяет сертифицирующая организация в тех случаях, когда ПТМ требуют доработки для доведения их качества до уровня требований сертификации.

12. С целью проведения самой процедуры сертификации на базе головных учреждений создаются экспертные группы. Состав экспертных групп утверждается Минобразованием России по представлению головных учреждений. В состав экспертов не должны входить представители учебного заведения, заказавшего проведение работ по сертификации.

13. Работа экспертных групп осуществляется по специальным методикам, одобренным Координационным советом и утвержденным Минобразованием России.

14. Оформление результатов сертификации и выдача сертификата проводятся в порядке, утвержденном Координационным советом, и в соответствии с описанной выше процедурой сертификации.

15. Ежегодные отчеты о результатах сертификации (в аннотированной форме) передаются головными учреждениями в Координационный совет.

16. Сертифицированные ПТМ помещаются с согласия заказчика-(автора) в информационные базы головных учреждений для создания Федерального фонда ПТМ (банка тестов). Головные организации не обладают правом передачи ПТМ без согласия авторов.

17. Сертификат дает право на использование ПТМ для оценки знаний обучающихся методом тестирования только в соответствии с паспортными данными ПТМ. При любых изменениях, приводящих к нарушению паспортных данных ПТМ, зафиксированных в процессе сертификации ПТМ, сертификат утрачивает силу.

18. При возникновении конфликтных ситуаций, связанных с заключениями экспертов, заказчики работ обладают правом обращаться в Координационный совет с целью назначения дополнительной экспертизы. Перечень документов и материалов, необходимых для выполнения сертификации

19. Для проведения экспертизы качества содержания сертифицируемых ПТМ заказчик работ должен представить следующее:

I. Для тестирования, проводимого на бумажных носителях:

1) общие данные о тесте;