Приложение
к приказу Минобразования России
от 27.04.2000 N 1246
Примерное положение о формировании фондов библиотеки высшего учебного заведения
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение определяет содержание библиотеки высшего учебного заведения по комплектованию и организации ее фондов с целью оперативного и полного обеспечения учебно-воспитательного процесса и научных исследований в высшем учебном заведении изданиями, другими документами и информацией о них.
1.2. Фонд вузовской библиотеки создается как единый библиотечный фонд на основе централизованного комплектования.
1.3. Единый библиотечный фонд формируется в соответствии с тематическим планом комплектования и картотекой книгообеспеченности учебного процесса.
1.4. При формировании фондов библиотека вуза координирует свою деятельность с библиотеками региона.
2. Состав и структура фондов
2.1. Единый библиотечный фонд включает фонды изданий и других документов всех подразделений вуза.
2.2. Единый библиотечный фонд состоит из различных видов отечественных и зарубежных изданий (научной, учебной, художественной литературы и др.), неопубликованных, аудиовизуальных и электронных документов, микроформ.
2.3. Степень устареваемости основных учебных изданий из учебного фонда устанавливается по циклам дисциплин:
общегуманитарные и социально-экономические - последние 5 лет;
естественно-научные и математические - последние 10 лет;
общепрофессиональные - последние 10 лет;
специальные - последние 5 лет.
2.4. Примерная структура фонда:
Основной фонд - часть единого фонда, которая представляет собой наиболее полное собрание отечественных и зарубежных изданий учебной и научной литературы, неопубликованных, аудиовизуальных и электронных документов, микроформ.
Фонд редких книг и рукописей - часть основного фонда, в которую включаются редкие или особо ценные документы, отличающиеся выдающимися историческими, научными, художественно-эстетическими и полиграфическими достоинствами.
Подсобный фонд - часть единого фонда, пользующаяся наибольшим спросом читателей. Создается при отделах обслуживания библиотеки (читальных залах, абонементах, справочно-библиографическом отделе и др.). Подсобные фонды могут быть специализированными, состоящими из документов, отобранных по какому-либо из признаков (виду, тематике, читательскому назначению). К подсобным фондам может быть организован открытый доступ.
Учебный фонд - специализированный подсобный фонд, включающий в свой состав издания независимо от вида и экземплярности, рекомендованные кафедрами вуза для обеспечения учебного процесса. Учебный фонд формируется в соответствии с учебными планами и программами вуза и нормами книгообеспеченности.
3. Общие принципы и порядок комплектования
3.1. Содержание комплектования единого фонда вузовской библиотеки определяется тематическом планом комплектования (далее - ТПК), который отражает профиль учебных дисциплин вузов и тематику научно-исследовательских работ. ТПК составляется библиотекой совместно с кафедрами и другими научными подразделениями вуза и систематически корректируется. Утверждает ТПК ректор вуза.
3.2. Порядок формирования учебного фонда определяется картотекой книгообеспеченности учебного процесса. Картотека книгообеспеченности содержит информацию об учебных дисциплинах, читаемых в вузе, контингенте студентов и формах их обучения, изданиях, рекомендуемых к использованию в учебном процессе независимо от вида документа; коэффициенте книгообеспеченности и др.
Картотека может быть организована на карточках или в электронном варианте.
3.3. Учебные издания и документы приобретаются по письменной заявке подразделений вуза. Предпочтение отдается учебным изданиям, имеющим гриф Министерства образования Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, имеющих подведомственные учебные заведения.
Учебные издания и документы приобретаются из расчета обеспечения каждого обучающегося вуза минимумом обязательной учебной литературы по всем циклам дисциплин, реализуемых образовательными программами: